Произведение «Работница (Комсомолка)» было выполнено Дмитрием Цаплиным в Лондоне в годы командировки, организованной по инициативе наркома просвещения РСФСР А.В. Луначарского. Находясь за границей, скульптор не переставал следить за тем, что происходило на родине. В своем творчестве он откликнулся на приоритетные темы отечественного искусства 1930-х годов, связанные с героическими буднями Гражданской войны, поэтизацией производственного процесса и образа человека-труженика, занятого тяжелой физической работой.
В советской культуре образ женщины занял особое место в деле утверждения идеала нового человека. В изображениях спортсменок, комсомолок, ударниц художники стремились подчеркнуть их качества, отличные от женщин прошлых эпох, чья жизнь строилась вокруг домашнего быта и семьи. «Строительницы коммунизма» другие – образованные, социально активные, сильные и самодостаточные. Именно таким образом перерожденного новым временем человека предстает «Работница» Дмитрия Цаплина.
Художник создал собирательный женский облик. Грубо и просто вырублены из песчаника нос и плотно сжатые губы, лицу придано выражение спокойной уверенности. Композиционному решению присуща абсолютная статика, нет ни намека на движение в постановке головы или во взгляде. Дмитрий Цаплин сознательно избирает художественные приемы, которые позволяют ему довести до предела монументальность образа.