Голова отца
Патрон шедевра
Цаплин Дмитрий (1890-1967)
Голова отца
1934
Размер - 39 x 20 x 24
Материал - камень
Инвентарный номер - Инв.25369
Приобретено у автора. 1940
В произведении скульптор Дмитрий Цаплин изобразил своего отца Филиппа Александровича Цаплина (1855 — 1939). Герой портрета — крестьянин, глава большой семьи, в которой Дмитрий был четвертым из одиннадцати детей. Семья проживала в селе Малый Мелик Саратовской губернии, где Филипп Цаплин имел репутацию умного человека: односельчане часто приходили к нему в дом за советом. Скульптор с глубоким уважением относился к отцу и неоднократно посвящал ему свои работы. В разных материалах и в разные периоды творчества художник создал, по меньшей мере, восемь портретов Филиппа Цаплина.
«Голова отца» (1934) из собрания Третьяковской галереи была выполнена художником по памяти. На момент создания скульптуры прошло 7 лет с последней встречи отца и сына, состоявшейся перед отъездом Дмитрия Цаплина в заграничную командировку. В 1934 году художник проживал на острове Майорка, где в полной мере овладел мастерством обработки камня. Окружавшая его местность была богата материалом для работы — на склонах холмов Польенза Пуэрто и на берегу Средиземного моря Цаплин находил цветной мрамор, из которого высекал свои скульптуры без предварительных эскизов и моделей.
Несомненно, этот портрет является одним из самых сильных и выразительных в творчестве скульптора. В художественном решении работы «Голова отца» найдено то соотношение индивидуальных черт и обобщения, которое позволяет отнести работу к категории собирательных образов русских крестьян. В портрете отображена сила народного характера и печать жизни, наполненной непрестанным тяжелым трудом. Высокий лоб, уверенный взгляд из-под слегка нахмуренных бровей, густая борода — черты, в которых художник сумел выразить внутреннюю твердость, спокойствие и мудрость изображенного. Монолитность, обобщенная трактовка форм придают скульптурному произведению монументальность.
Дмитрий Цаплин считал этот портрет отца особенно удачным, о чем свидетельствуют две авторские копии работы, выполненные скульптором в 1960-е годы из искусственного камня. Эти произведения хранятся в собраниях Новосибирского государственного художественного музея и Пермской государственной художественной галереи.