Цаплин Дмитрий (1890-1967)
Портрет народной учительницы А.В. Горяиновой
1960-е
Размер - 34 x 15 x 20
Материал - искусственный камень
Инвентарный номер - СКС-2973
Приобретено у В.Д. Цаплиной. 1990
В портрете народной учительницы А.В. Горяиновой Дмитрий Цаплин изобразил женщину, оказавшую художнику большую помощь и поддержку в начале его профессионального становления. В 1919 году, решив стать скульптором, он поехал из родной деревни Малый Мелик в Саратов, чтобы поступить в Саратовские высшие художественные мастерские. Приехав в город, Цаплин искал жилье, и Александра Васильевна предложила ему комнату в своем доме. Горяинова была образованной женщиной, учительницей, которая способствовала изучению начинающим скульптором истории искусства и французского языка. Впоследствии, в годы заграничной командировки Дмитрия Цаплина, значительная часть которой прошла во Франции, эти знания помогли ему преодолеть языковой барьер при общении с местными жителями.
Сохранились документы, свидетельствующие о том, что до конца жизни Александры Васильевны благодарный художник поддерживал с ней теплую дружескую связь. В личном архиве скульптора сохранилось письмо от Александры Горяиновой, написанное ей в 1962 году. Называя художника «милым другом», учительница просила его прислать фотографии новых работ и наставляла бережно следить за своим здоровьем, рассказывая о пользе пеших прогулок.
В 1960-е годы Дмитрий Цаплин выполнил по меньшей мере два портрета Александры Горяиновой, из натурального и искусственного камня. Последний хранится в собрании Третьяковской галереи. Материал, из которого выполнена работа, предположительно представляет собой состав, разработанный скульптором и названный им аббревиатурой ЦДФ по начальным буквам своего имени. Примечательно, что в скульптуре запечатлен облик молодой девушки, хотя на момент появления работы Александра Горяинова была уже пожилой женщиной. Вероятно, художник создавал произведение по своим давним воспоминаниям об учительнице или в качестве повторения более раннего портрета. И тот и другой подход к работе был характерным для скульптора. Многие портреты были созданы Дмитрием Цаплиным не с натуры, а по памяти, в частности одно из самых значительных его произведений – «Голова отца» (1934) из собрания Третьяковской галереи.