Цаплин Дмитрий (1890-1967)
Рыба
1934
Размер - 31 x 54 x 12
Материал - камень
Инвентарный номер - СКС-3139
Поступило в дар от РОО «Объединение московских скульпторов» в связи с празднованием 150-летия ГТГ. 2006
Жанр анималистики не был единственным или основным в творчестве скульптора Дмитрия Цаплина. Однако созданные им образы зверей, птиц и рыб – едва ли не самая значительная часть наследия художника. Впервые к этому жанру скульптор обратился в годы зарубежной командировки, продолжавшейся восемь лет, с 1927 по 1935 год. За это время в городах Франции, Испании и Англии художник, прежде вырубавший скульптуры из дерева, блестяще овладел техникой работы в камне. Этот материал стал главным при создании Цаплиным анималистических произведений. Мастер высекал композицию сразу из каменной глыбы, минуя этап предварительных эскизов и набросков.
Художник выполнил несколько скульптурных изображений рыб, два из которых хранятся в собрании Третьяковской галереи. Фундаментом для появления этих работ стали впечатления, полученные Дмитрием Цаплиным в годы его пребывания с семьей в рыбачьем поселке Польенза Пуэрто на Майорке. Скульптор поселился на острове в старинном особняке среди ароматных апельсиновых рощ и кустов розовых олеандров. Спутница жизни художника Т.И. Лещенко-Сухомлина писала в своих воспоминаниях, как на закате он любил уходить к берегу моря, чтобы посмотреть на морских обитателей, которых вернувшиеся с уловом рыбаки вытряхивали из сетей.
В изображении рыбы с приподнятой головой, будто притаившейся у морского дна, примечательна обработка поверхности произведения. Скульптор не стал шлифовать ее, сохранив зернистую структуру камня, что позволило создать убедительное впечатление мелкой чешуи. Цаплин любил животных, много наблюдал за ними, однако не стремился к детальной передаче окружающей жизни в своих произведениях и не работал с натуры. На вопрос об одной из подобных скульптур он отвечал: «Нет, я никогда не видел такой рыбы. Это игра фантазии. Хотелось в маленьком камне показать начало начал, одну из возможностей жизни, ее щедрость…»