Цаплин Дмитрий (1890-1967)
Кот
1932-1933
Размер - 45 x 13 x 23
Материал - песчаник
Инвентарный номер - СКС-3137
Дар РОО «Объединение московских скульпторов». 2006
Дмитрий Цаплин начал работу в анималистическом жанре во Франции, во время своей заграничной командировки. Вероятно, создание этих произведений связано с впечатлениями от посещения выставки со зверинцем в Венсенском лесу в Париже, куда художник почти ежедневно приходил летом в 1930 и 1931 годах, подолгу наблюдая за животными. Однако появились лучшие работы анималистической серии Цаплина позднее, в двух живописных уголках Европы – в прибрежной деревне Кассис-Сюр-Мер на юге Франции и в рыбачьем поселке Польенза Пуэрто на острове Майорка.
Воспоминания спутницы жизни художника и матери его дочери Т.И. Лещенко-Сухомлиной дают представление о том, в каком гармоничном сотворчестве с окружающей красотой средиземноморской природы художник создавал свои первые анималистические работы. Она описывала, как скульптор по утрам уходил на берег моря, где «выбирал глыбу камня среди прибрежных скал и работал над ней тут же на берегу…», а возвращаясь домой, «нес их на плече и пел». Есть в воспоминаниях Татьяны Ивановны о жизни на Майорке рассказ, связанный именно со скульптурным образом кота. Она описывала, как однажды художник поставил эту работу около дома, и две местные кошки пришли, сели рядом и долго смотрели на своего каменного сородича.
Дмитрий Цаплин любил животных, много наблюдал за ними, однако не стремился быть анатомически точным в своих произведениях. В скульптуре «Кот» он обобщил детали в изображении тела зверя, приведя фигуру в состояние архитектурной незыблемости. Это позволило автору придать композиции монументальность, а образу животного – ощущение величественности. В произведении сказывается то сильное впечатление, которое оказало на скульптора посещение Лувра и парижского Музея восточных искусств Гиме, где мастер познакомился с большой коллекцией древних произведений искусства Передней и Восточной Азии, Египта и Древней Месопотамии. Произведение «Кот» выполнено из песчаника, позволившего автору создать пористую фактуру поверхности изваяния. Из похожего песчаника Дмитрий Цаплин вырубил скульптуру «Работница (Комсомолка)», также представленную в собрании Третьяковской галереи.