Цаплин Дмитрий (1890-1967)
Сеятель
1917-1919
Размер - 45 x 14 x 19
Материал - гипс тонированный
Инвентарный номер - СКС-606
Поступило из МК СССР. 1975
Произведение «Сеятель», выполненное Дмитрием Цаплиным в 1917–1919 годах, относится к числу его первых работ. Двумя годами ранее художник впервые попробовал себя в скульптуре, вырезав автопортрет из мыльного камня (1915, местонахождение неизвестно), который впоследствии долгие годы бережно хранил в самодельном футляре. «Я был счастлив за этой работой. Для меня открылся мир, и я стал жить, а до этого я не чувствовал жизни» – так вспоминал Дмитрий Цаплин об этом переломном моменте в его судьбе. Создание произведений путем высекания из твердого материала (дерева или камня) стало для ваятеля основным творческим методом. Однако на пути становления художник несколько раз попробовал себя в лепке из глины. К числу этих немногочисленных опытов относится впоследствии отлитая в гипсе фигура «Сеятеля» из собрания Третьяковской галереи.
В 1917 году Дмитрий Цаплин из-за болезни приехал с фронта Первой мировой войны в родное село Малый Мелик Саратовской губернии. Вскоре он вернулся к привычной, наполненной трудом жизни, хотя мысли о творчестве, завладевшие им в годы службы, уже не покидали его. Четвертый из одиннадцати детей в крестьянской семье, Дмитрий с ранних лет был вынужден нянчиться с младшими, овладевать разным ремеслом и работать в поле. Поэтому вполне естественно обращение в одной из первых скульптур к наиболее близкой ему теме. Труд сеятеля был хорошо знаком художнику, и вполне возможно, что он придавал своей работе значение автопортрета.
«Сеятель» Дмитрия Цаплина разбрасывает семена правой рукой, левая – придерживает перекинутый через плечо мешок. Молодой крестьянин шагает босыми ногами по родной земле, высоко подняв голову, и напряженно всматривается куда-то вдаль. В обобщенном образе героя читается волевой характер и внутренняя свобода. Несмотря на некоторую неуверенность в моделировке складок и отдельных деталей, начинающий художник точно нашел лаконичный, но выразительный жест руки сеятеля и разворот фигуры. Работа выполнена из мягкого, податливого материала, однако в ней нет «живописной» текучести формы. Художник стремится к графической ясности объемов, качеству, присущему наиболее характерным для его творчества произведениям из дерева и камня.