Портрет Ивана Абрамовича Морозова
Патрон шедевра
Коровин Константин (1861-1939)
Портрет Ивана Абрамовича Морозова
1903
Размер - 96 x 80,7
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.10873
Пост. в 1928 из Гос. музея нового западного искусства
Морозов Иван Абрамович (1871 – 1921) – московский купец из династии Морозовых, меценат и коллекционер. Он собирал произведения Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Винсента Ван Гога, Поля Сезанна, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других модернистов. После революции коллекция была национализирована, в 1919 году Иван Морозов эмигрировал во Францию. Скончался в 1921 году в Чехословакии. Его собрание живописи выставлялось в Государственном музее новой западной живописи в Москве, а впоследствии было разделено между ГМИИ им.А.С.Пушкина и Государственным Эрмитажем.
История знакомства художника и коллекционера началась еще в 1880-х годах, когда Иван со старшим братом Михаилом брал уроки живописи у Константина Коровина, и продолжилась в 1890-х – в это время в доме Михаила Абрамовича Морозова в Москве собирался кружок художников, в числе которых были Михаил Врубель, Валентин Серов и Константин Коровин. Портрет 1903 года – итог многолетней дружбы и одновременно важная веха: в этом же году Иван Морозов покупает первое в своей коллекции произведение французского художника, «Мороз в Лувесьенне» импрессиониста Альфреда Сислея. На портрете кисти Коровина запечатлен, таким образом, успешный предприниматель, который вступает в новую эпоху своей жизни – эпоху увлечения французским искусством и формирования уникальной коллекции.
Герой портрета смотрит на зрителя живым, энергичным и пытливым взглядом. Свободная поза и расстегнутый фрак способствуют созданию психологической характеристики модели: он открыт к новому. Фрак, жилет, белая рубашка и бабочка намекают на то, что Морозов готов к вечернему выходу. Его лицо ярко освещено. Блики и контрастные тени подчеркивают, что это не дневной, а вечерний искусственный свет. Цветы на заднем плане создают яркое колористическое пятно в противовес черно-белому наряду героя и одновременно напоминают о том, что в начале XX века промышленная элита, к которой относился Иван Морозов, переживала период расцвета. Энергичные мазки кисти импрессиониста Коровина дают зрителю почувствовать и бурлящую атмосферу Москвы того времени, и энергию героя картины.
Примечательно, что имена Константина Коровина и Ивана Морозова еще один раз будут символически связаны между собой: последней покупкой Ивана Абрамовича для его коллекции в России станет приобретение в июне 1918 года пейзажа Коровина «Ночь с костром у реки».