На портрете изображена Ольга Васильевна Васнецова (1880–1961), урожденная Полетаева, жена Михаила Викторовича Васнецова, сына художника. Ольга Васильевна работала педагогом в московских школах для трудных подростков, профессионально занималась биологией и написала две научно-методические книги: «Три года преподавания естествознания и географии» (1911) и «География в школе» (1912). Также она увлекалась творчеством, в частности живописью и декоративно-прикладным искусством.
Портрет написан в 1912 году, через год после свадьбы Михаила Викторовича и Ольги Васильевны. Молодая женщина изображена в нежном светло-бежевом платье ампирного силуэта с узором в мелкий цветочек, на лилово-красном фоне, оттеняющем цвет платья. Васнецов исполнил камерный портрет, в котором стремился подчеркнуть достоинства характера своей невестки – скромность, естественность и благородство. Ольга Васильевна никогда не позировала художнику для образов царевен, однако в ней можно обнаружить некоторое сходство со сказочными героинями. Ее склоненная голова, взгляд и мягкие руки напоминают, например, о Елене Прекрасной из картины
«Иван-царевич на Сером волке» (1899).
Виктор Михайлович лишь однажды запечатлел Ольгу Васильевну на портрете. В том же 1912 году она переехала в Одессу, куда пригласили работать ее мужа Михаила Викторовича. В 1918 году у них родился сын, которого назвали в честь деда – Виктором. В годы Гражданской войны семья оказалась разделена и воссоединилась лишь в 1924 году в Праге. В Чехии Ольга Васнецова занималась благотворительностью, а также увлеченно работала в области прикладного искусства, став членом общества «Русский кустарь».
В творчестве Виктора Михайловича Васнецова жанр портрета был прочно связан с его частной жизнью. Художник не работал на заказ – он писал портреты родственников и близких ему людей. Сегодня большинство из них составляют своеобразную «галерею» в экспозиции дома-музея В.М. Васнецова.