Ловля рыбы на Мурманском море
Патрон шедевра
Коровин Константин (1861-1939)
Ловля рыбы на Мурманском море
1896
Размер - 211 x 430
Материал - холст дублированный
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-537
Поступило от управления станцией Москва-Пассажирская Ярославской ж.д. 1961
Панно «Ловля рыбы на Мурманском море» относится к циклу из десяти произведений, выполненных по эскизам Константина Коровина художниками С.В. Малютиным и Н.В. Досекиным для павильона Крайнего Севера на Нижегородской промышленной и художественной выставке 1896 года. Их созданию предшествовала совместная с Валентином Серовым поездка Коровина на Север, организованная промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым.
Так как Коровин был не только автором картин, но и создал архитектурный и экспозиционный план павильона, монументальное по размерам панно «Ловля рыбы в Мурманском море» было вписано в общий ансамбль. Кроме того, большой размер панно связан с желанием художника буквально погрузить зрителей в ту атмосферу Русского Севера, в которой он сам оказался во время поездки.
Композиция панно перекликается с архитектурой павильона: очертания лодок и высокий заснеженный берег на заднем плане соответствуют высокой белоснежной кровле, а показывающиеся из воды огромные рыбы напоминают о рыбах, помещенных Коровиным на коньках крыши здания. Необычна точка зрения, выбранная для панно: зритель смотрит снизу, силуэты лодок и берега вырисовываются на фоне светлого неба, и благодаря этому усиливается эффект погружения.
Помимо композиции Коровин выработал и общее колористическое решение панно. Оно построено на сочетании глубокого сине-зеленого цвета толщи вод, сиреневой и молочно-белой пены на воде. Молочно-белыми написаны и показывающиеся из воды рыбы, и облака, закрывающие от зрителя северное небо. Однако в неяркий холодный колорит, в котором были выдержаны многие панно серии, вторгается чужеродный элемент – это темные лодки и сидящие в них рыбаки. С помощью цвета Коровин противопоставляет особый нетронутый мир северной природы и человека, вторгающегося в него.
Вместе с другими произведениями серии панно «Ловля рыбы в Мурманском море» украсило в 1904 году вестибюль Ярославского вокзала в Москве, а впоследствии было передано в Третьяковскую галерею.