Дорога на Монмартр в Париже
Патрон шедевра
Репин Илья (1844-1930)
Дорога на Монмартр в Париже
1875-1876
Размер - 24,3 x 32,3
Материал - картон
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.6253
Пост. в 1923 из ГМФ (собр. И.С. Исаджанова)
Репин не считал себя пейзажистом, и завершенных пейзажных работ в его наследии немного. Однако, оказываясь на Волге или в родном Чугуеве, или в местечке Вёль на севере Франции, под Москвой в Абрамцеве, художник с упоением погружался в природную среду и с наслаждением писал пейзажные этюды. Каждое из этих мест давало свои впечатления, и пейзажи Франции не спутаешь с Абрамцевом или Волгой.
Работая во Франции (1873–1876) в качестве пенсионера Академии художеств, Репин летние месяцы 1874 года провел в местечке Вёль на нормандском побережье. Эти месяцы оказались урожайными именно на натурные пейзажные работы. «Мы живем теперь природой, она здесь так проста, упоительна, убаюкивает меня, как старая няня», – писал художник Стасову. Эта работа на природе была для художника чрезвычайно важна. Если до этого времени в центре интереса Репина был исключительно человек, то погружение в пейзажные переживания дало художнику новый взгляд на чисто художественные задачи, открыло для него понимание пленэра, то есть взаимодействие света и воздуха в картине.
Вернувшись из Вёля в Париж, он не оставил своих пейзажных занятий. Только натурных видов Монмартра и окрестностей было исполнено пять. Их художник представил среди 300 работ на своей персональной выставке 1891 года в Петербурге и Москве. Почти все пейзажные этюды, их насчитывалось несколько десятков, не только видов Монмартра, были раскуплены на самой выставке, таким успехом пользовались они.
«Дорога на Монмартр в Париже» одна из немногих пейзажных работ, которая обрела свое место в музее. На сложных тональных отношениях серо-серебристых оттенков, плавно переходящих друг в друга, построен живописцем этот скромно воспринимаемый пейзаж. Но он таит в себе богатую изощренность живописной техники Репина. Художник использует здесь черный подмалевок, создающий глубокие тени и жемчужно-серые оттенки в свету. С большим мастерством Репин передает пространственность пейзажа. Дорога поднимается на холм, а с него открывается безмерность далей с городской окраиной, леском вдали и тонущей в сиреневом мареве широкой долиной.
Уже в наши дни, когда открылся художественный рынок, стали изредка, словно из небытия, возникать пейзажные этюды, писавшиеся Репиным всегда с большой любовью.