Филонов Павел (1883-1941)
Идолы. Иллюстрация к книге В. Хлебникова «Изборник стихов с послесловием Речаря»
1907–1914
Размер - 18,5 x 13,3
Материал - бумага
Техника - тушь, перо, кисть
Инвентарный номер - Р-2747
Дар А.А. Сидорова, Москва. 1969
Тушевой рисунок Филонова в собрании Третьяковской галереи – оригинал, впоследствии воспроизведенный в технике литографии в качестве иллюстрации к стихотворению «Ночь в Галиции» в книге Велимира Хлебникова «Изборник стихов с послесловием Речаря. 1907–1914» (издан в Санкт-Петербурге в 1914).
Когда в 1913 году литературная группа «Гилея» влилась в состав общества художников «Союз молодежи», Хлебников и Филонов вошли в одно художественное объединение. Как Филонов против приемов и принципов кубизма, Хлебников выступал с критикой творчества, помещенного в рамки определенных рациональных правил:
Если кто сетку из чисел
Набросил на мир,
Разве он ум наш возвысил?
Нет, стал наш ум еще более сир!
Если Филонов называл точку единицей действия, а свои произведения, как тело из атомов, составлял из отдельных элементов, то Хлебников также писал о языке как «ткани из единиц ума». Как и Филонов, Хлебников испытывал особый интерес к непознаваемому, иррациональному: «То, что в заклинаниях, заговорах заумный язык господствует и вытесняет разумный, доказывает, что у него особая власть над сознанием, особые права на жизнь наряду с разумным». Этот интерес поэта к архаическим началам нашел отражение в иллюстрациях Филонова к его стихотворениям «Перун» и «Ночь в Галиции». Сопровождая рисунками «Ночь в Галиции», художник изображает не русалок, о которых идет речь в тексте, а некие образы славянской мифологии. Идолы, словно бы вырубленные из дерева, своей формой и фактурой напоминают о древних языческих капищах.
Филонов часто очерчивал рисунок рамкой. В данном случае этот прием призван отделить изображение от литографированного рукописного текста стихотворения, который был воспроизведен на соседней странице книги. Рамка подчеркивает формульность изображения, его продуманность и точность.