Филонов Павел (1883-1941)
Композиция. Корабли
1913-1915
Размер - 117 x 154,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.11965
Поступило из Музея живописной культуры. 1929
Картина относится к циклу «Ввод в мировый расцвет», являющемуся воплощением художественной утопии о духовном единении человечества, которое способно преодолеть разрозненность пространства и времени и достигнуть космической гармонии.
В композиции художник оставил ключ к пониманию своего метода аналитического искусства. Внизу, в центре картины, художник оставляет своеобразного автопортретного двойника. Он повернут к зрителям спиной и погружен в свои мысли. Окна воспринимаются здесь как метафора традиционной живописи, апеллирующей только к «глазу видящему». Филонов же утверждает «глаз знающий», призывая «видеть анализом и мозгом там, где вообще не берет глаз художника». Художник особенно подчеркивает значение интуитивного разума, позволяющего постигнуть внутренние, скрытые процессы. Он пишет: «Так я знаю, вижу, интуирую, что в любом объекте не два предиката, форма да цвет, а целый мир видимых и невидимых явлений, их эманаций, реакций включений, генезиса и бытия, известных или тайных свойств, имеющих в свою очередь иногда бесчисленные предикаты».
Времени дискретному Филонов противопоставляет время внутреннее, слитное. Это своего рода отклик на новые концепции времени, сформулированные в начале XX века, например понятие «длительность» (la durée) Анри Бергсона. Пространство картины формируется из непрерывного потока творческой воли, демонстрируя пространственно-временную слитность.
Судьба человечества уподобляется вечному странствию на кораблях пространства по волнам времени. Человечество претерпевает духовную и психическую эволюцию вместе с неорганической природой. Оно движется от нерасчлененных и грубых очертаний через страдание к обретению новых чувств и способностей и духовному совершенству. Трагическая напряженность этого процесса выражена в причудливых сплетения фигур, многоруких, многоликих и многоглазых. Передача различных фаз движения становится у Филонова выражением внутренних, духовных метаморфоз. Представленные фигуры несут память об ушедших поколениях и одновременно претерпевают психическую трансформацию. Происходит: «переорганизация к лучшему интеллекта человека, его бытия, миросозерцания».
Увлекаясь трудом философа Н. Фёдорова «Философия общего дела», Филонов визуализирует постулаты его утопии о вине человечества перед ушедшими поколениями и воскрешении всех мертвых с помощью развития науки и искусства, минуя традиционную христианскую эсхатологию. Отсюда вытекает концепция «Мирового расцвета» Филонова, которому будет посвящен цикл произведений, и «Корабли» воспринимаются как одно из вводных произведений этого цикла.