Филонов Павел (1883-1941)
Формула Вселенной
1925-1928
Размер - 23 x 14,5
Материал - бумага
Техника - акварель
Инвентарный номер - РС-4977
Дар Е.Н. Глебовой, сестры художника. 1975
Полемизируя с достижениями современного ему искусства, Павел Филонов изобрел собственный творческий метод – «Аналитическое искусство», заключавшийся в разложении видимого мира на составные элементы и синтезировании из них сложных символических образов.
Согласно его теории, в создании картины должен был участвовать не только «Видящий глаз», сконцентрированный на внешних признаках предмета – форме и цвете, но и «Знающий глаз», способный интуитивно уловить внутренние закономерности и скрытые явления. Филонов писал: «....я знаю, анализирую, интуирую, что в любом объекте не два предиката, форма да цвет, а целый мир видимых или невидимых явлений, их эманаций, реакций, включений, генезиса бытия, известных или тайных свойств…».
Творческий метод Филонова базировался на принципе воспроизведения органических процессов природы, постижения мира от частного к общему. В одном из своих манифестов он призывал: «Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом». Его работы, похожие на переливающиеся цветами мозаики, действительно словно состоят из атомов. Атомы цвета и формы складываются в сложные причудливые композиции, наполненные глубоким философским смыслом.
Стремление постичь универсальные, космогонические процессы приводит Филонова к идее формульного выражения предметов и явлений. На протяжении конца 1910 – 1920-х годов он создает цикл произведений-«Формул»: «Формула городового», «Формула пролетариата», «Формула Вселенной», «Формула Космоса», «Формула современной педагогики», «Формула империализма», «Формула весны» и другие.