Без названия. Головы
Патрон шедевра
Филонов Павел (1883-1941)
Без названия. Головы
1912-1928
Размер - 41,3 x 47,6
Материал - бумага
Техника - акварель
Инвентарный номер - РС-4978
Дар Е.Н. Глебовой, сестры художника. 1975
Филонов изображает всадников, отдельные элементы которых выступают из хаоса геометрических форм. По-видимому, их четыре. Это число, как и внешний вид людей и животных, вызывает в памяти всадников Апокалипсиса. Первый биограф Филонова, Вера Аникиева, чей текст для каталога его персональной выставки в Русском музее был благосклонно встречен мастером, указывала на связи его искусства с Дюрером и Грюневальдом. Это не единственный случай, когда сквозь специфический авторский стиль – грубые лица «сверх-человеков-будетлян», изображение истощенных лошадей-призраков, хаос отдельных элементов-молекул, из которых составляется и тут же рассыпается материя, – проступает связь творчества Филонова с искусством старых мастеров. Ее устанавливают зловещие образы, сходные с персонажами гравюры Дюрера «Четыре всадника Апокалипсиса» (1497–1498); композиция с лошадьми, двигающимися строем по диагонали; сам «тевтонский», по выражению американского исследователя Джона Боулта, характер фигуративности Филонова. Различия при этом столь велики, что речь идет не о подражательности, а об отсылке к первообразу, которая связывает тему массовой гибели людей перед лицом великих исторических катаклизмов с историей искусства, опрокидывает ее из настоящего в далекое прошлое или будущее. Конские и человеческие головы, руки, ноги смешиваются в общем хаосе. «Целый мир видимых и невидимых явлений», как писал сам Филонов в «Декларации мирового расцвета», связан не только с внутренней и внешней жизнью материи в момент изображения, но с ее существованием во времени. Война рассматривалась мастером как мировая катастрофа, после которой осуществляется «ввод в мировый расцвет», и время развертывается в будущее.