Ученик Саврасова и Поленова – выдающихся художников реалистической школы живописи второй половины XIX века, Константин Коровин стал основоположником русского варианта импрессионизма. Уже в ранних произведениях мастера намечается новый подход к передаче свето-воздушной среды, манера письма меняется, становясь более подвижной, эмоциональной. У молодого мастера появляется свой индивидуальный стиль, почерк.
Картина «У балкона. Леонора и Ампара» относится к раннему периоду творчества. В ту пору Коровин пользовался особым расположением у предпринимателя и мецената Саввы Ивановича Мамонтова, часто бравшего всеобщего баловня «Костеньку» с собой в поездки по России и Европе. Начало написания данного произведения относится к 1888 году, времени их путешествия сначала по Италии, где Коровин впервые увидел Рим, Флоренцию, Милан, а затем в Испанию.
Страна пылких чувств, жгучих страстей, роковых женщин и мужественных тореадоров – такой представлялась Испания русским людям. Таким ее образ, навеянный «Дон Кихотом» Сервантеса или оперой «Кармен» Бизе, был воплощен на страницах произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета. Картина Коровина, лишенная нарочитой эффектности, писалась художником как случайно увиденная сцена – о чем он вспоминал много позднее. Две скромные девушки, которые по просьбе мастера встали на балконе и, застыдившись, глядели как-то вбок. Коровин попросил их остаться в тех же позах. Художник пишет задумчивых девушек, словно внимающих звукам серенады, доносящимся с улицы. В картине заметна влюбленность Коровина в искусство Гойи и Веласкеса. Драматичный контраст черного и белого цветов приглушается и смягчается сдержанным колоритом интерьера, льющимся сквозь зеленые жалюзи мягким светом. Общая нежная палитра, серебристая тональность рождают лирический образ. Небольшая по размерам скромная работа была позднее высоко оценена, получила золотую медаль на Всемирной выставке 1900 года в Париже и удостоилась множества восторженных отзывов в прессе.
Увлеченность Коровина Испанией, творчеством испанских мастеров проявится и в последующих созданных им портретах, а присущий манере живописца темперамент даст основания Илье Репину заподозрить в художнике «настоящего испанца».