Портрет Бориса Васнецова (1880–1919), сына художника, был написан Виктором Михайловичем в период его работы по украшению Владимирского собора в Киеве (1885–1896). Напряженный труд мастера над монументальными росписями и образами, казалось, не оставлял ему сил для творческой деятельности помимо храма. Но нам известен ряд произведений, которые художник обдумывал в это время или написал полностью в редкие часы отдыха. Среди них портреты его детей: старшей дочери Татьяны и четырех сыновей – Бориса, Алексея, Михаила и Владимира.
Михаил Нестеров, приехав в марте 1890 года в Киев для участия в работе над росписями во Владимирском соборе, посетил дом Васнецова и написал о своем первом впечатлении: «Выбежали ребята, все они в стиле Васнецова». Нестеров пишет далее о том, что в образах херувимов и серафимов он увидел черты одного из младших сыновей художника. Но и тип лица Бориса, старшего сына Васнецова, определяется уже в образе Александра Невского и других персонажей в росписях – тип, свойственный самому Васнецову. Это удлиненное лицо с правильными чертами, прямым носом, большими, красивого разреза выразительными глазами и крупным лбом. Тип лица Бориса Васнецова обладает своеобразной национальной гармонией черт и особой одухотворенностью. Портрет заставляет вспомнить о том, что Борис Викторович, хотя и учился в техническом училище, был наделен поэтическим складом ума, часто посвящал свои стихи близким людям.
Игорь Грабарь писал в очерке, посвященном Виктору Васнецову, в 1826 году: «В портретах дочери и сына, особенно том, который висит в Третьяковской галерее и написан в 1889 г., есть тот характерный, специфически Васнецовский взгляд больших, наивно открытых глаз, который вошел как составная часть в сложное целое, известное под именем “Васнецовского стиля”».