Один из секретов успеха пейзажей Архипа Куинджи заключался в том, что он обращался к знакомым с детства, дорогим его сердцу природным мотивам. Всю жизнь художник черпал вдохновение в воспоминаниях о родной деревне Карасу (Карасёвке) в предместье Мариуполя. Это селение с белоснежными мазанками на высоком берегу реки – прообраз знаменитых пейзажей
«Украинская ночь» (1876, Государственная Третьяковская галерея) и «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей). Полотно «Днепр утром» стало продолжением живописного повествования о красоте и очаровании малороссийской природы.
На картине изображен высокий берег Днепра, окутанный розоватой утренней дымкой. Передний план пейзажа занимает роскошное пестрое поле, усеянное дикими травами и цветами, над которыми царственно возвышается чертополох. Обобщая изображение и в то же время фокусируя внимание на отдельных деталях, художник создал иллюзию колышущихся на ветру трав. Куинджи виртуозно передал величественное пространство степной шири. Сквозь пелену тумана проступают очертания извилистого берега полноводной реки, голубоватые дали и едва различимая линия горизонта, сливающаяся с небом. Не сразу становятся заметны пароход и блестящие купола церквей на дальнем плане. Небо затянуто розовато-серыми облаками, сквозь которые проходит мягкий, рассеянный солнечный свет. Высветленная цветовая гамма наполняет картину умиротворяющей тишиной и покоем. По словам историка искусства и критика Адриана Прахова, при взгляде на степные пейзажи Куинджи «звучат в ушах величавые напевы малороссийской песни. Такие лирические гимны природе <…> могут выходить только из глубоко-поэтической, глубоко-чувствующей души!»
Впервые полотно «Днепр утром» было представлено широкой публике в 1882 году на очередной персональной выставке Куинджи в Петербурге. Позднее художник неоднократно возвращался к композиции пейзажа, которая легла в основу картин «Днепр» (1901, Псковский музей-заповедник) и «Ночное» (1905–1908, Государственный Русский музей).