Жизнь и творчество знаменитого мариниста Ивана Айвазовского были теснейшим образом связаны с его родиной – Крымом, который воспринимался им в романтическом духе. За свою долгую жизнь художник создал множество картин с видами полуострова. Главное внимание живописца было обращено к жизни моря, величественной стихии, которую он созерцал с детства. На картинах Айвазовского переданы все возможные состояния водного пространства: от штиля к урагану, как сам он назвал одно из своих эпических полотен.
Пейзаж «Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря)» – признанный шедевр Айвазовского. Художник изобразил зарождение шторма, просыпающуюся необузданную силу природы, которая бросает вызов беспомощному человеку. «Черное море» лишено эффектности и красочности, свойственной другим произведениям мариниста. Пейзаж поражает глубиной воплощения мощи морской стихии, силой внутреннего напряжения и эмоционального воздействия. Иван Крамской, критически относившийся к творчеству Айвазовского, высоко оценил именно полотно «Черное море»: «Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю. <…> На ней ничего нет, кроме неба и воды, но вода – это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее».
Известно, что Павел Третьяков также с осторожностью относился к живописи Айвазовского, считая, что художник излишне повторялся в угоду восторженной публике, поэтому в галерее московского собирателя было представлено небольшое количество картин мариниста. Однако пейзаж «Черное море» сразу обратил на себя внимание оригинальностью и выразительностью, и Третьяков не преминул приобрести его у автора.