Нормандский берег
Патрон шедевра
Лагорио Лев (1826-1905)
Нормандский берег
1859
Размер - 80 x 121,8
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1803
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1860
Сын неаполитанского вице-консула Лев Лагорио первые уроки живописи получил в родной Феодосии у выдающегося мариниста Ивана Айвазовского. В 1843–1853 годах Лагорио обучался в Императорской Академии художеств, где его наставниками являлись мастера батальной живописи Богдан Виллевальде и Александр Зауервейд и пейзажист Максим Воробьёв. После окончания Академии Лагорио как ее пенсионер побывал на Кавказе, затем на несколько лет уехал за границу, жил и работал в Италии и во Франции. Алексей Боголюбов, находившийся в Италии в конце 1850-х годов, позже вспоминал, что «как пейзажист меж нами считался Лагорио самым даровитым». В 1860 году, минуя звание академика, за итальянские виды художник был сразу удостоен звания профессора пейзажной живописи.
Одним из наиболее значительных пейзажей, исполненных Лагорио во время пенсионерской поездки, стала картина «Нормандский берег». Художник представил вид северного французского побережья с характерным для него изломанным скалистым рельефом. Берег изображен в час отлива, когда океан отступает, обнажая отвесные утесы и морское дно. На отмели лежит рыбацкая шхуна, с которой выгружают улов, ребятишки пускают в неглубокой воде кораблик. Фигурки рыбаков и силуэт парусника рисуются на фоне закатного неба, покрытого облачной дымкой, лучи заходящего солнца озаряют меловые утесы – для моря и для людей наступил час покоя и отдыха.
Лагорио стал одним из первых русских маринистов, обратившихся к видам французского побережья, – в середине и второй половине XIX века они постепенно вытеснили яркие южные пейзажи, привлекая живописцев возможностью передать тонкие нюансы световоздушной среды, присущие пасмурной северной природе. Создав масштабную композицию, Лагорио сумел придать ей лирический и одновременно жизненный характер. Сдержанные краски ландшафта оказались наиболее созвучны живописному темпераменту мастера, предпочитавшего спокойную красочную гамму с преобладанием серовато-серебристых и коричневато-золотистых тонов. Обобщенная силуэтная манера письма подчеркивает целостность созданного в картине пространственного образа.