Батум
Патрон шедевра
Лагорио Лев (1826-1905)
Батум
1882
Размер - 65,7 x 107,2
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1810
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1883
Изображен вид на Батумскую бухту на кавказском побережье Черного моря (современная Грузия) недалеко от границы с Турцией. В конце 1870-х годов Батум вошел в состав Российской империи, здесь был построен порт, получивший право беспошлинной торговли. Небольшая бухта с широким равнинным берегом ограничена с запада Батумским мысом. В глубине на берегу видны здания города (современный Батуми). В бухте стоят на приколе суда, один из парусников входит в гавань.
Лагорио работал в жанре батальной картины, создавал портреты, но прежде всего известен как пейзажист. Ученик выдающегося русского мариниста Ивана Айвазовского, мастер предпочитал писать ландшафты, в которых соседствуют горные кряжи и морское побережье. Художник неоднократно путешествовал в Крым и Закавказье, где в изобилии встречаются подобные природные мотивы. На основе натурных впечатлений он создавал картинные виды. Во второй половине XIX века, в наступившую эпоху реалистического искусства, Лагорио по-прежнему следовал традициям классического ландшафта.
Работая над полотном в мастерской, Лагорио достоверно воссоздал облик реальной местности, ее характерные топографические приметы. Картина отличается уравновешенностью композиции, сдержанным, тонко разработанным тональным колоритом. Основной задачей живописца стал показ глубины и величественного масштаба пространства.
Лев Лагорио – мастер световоздушных эффектов. Благодаря мягкости светотеневых и красочных градаций ландшафт словно напоен влажной воздушной дымкой. Тяжелые клубящиеся облака полупрозрачной пеленой застилают нависающие над берегом горные кручи. Мелкими, хорошо заметными мазками художник передает серебристые блики света на колышущихся волнах. Пастозная живопись первого плана сменяется сглаженной манерой письма в изображении далей, этот прием также позволяет ощутить пространственную глубину вида.