Фонтан Аннибала в Рокка-ди-Папа близ Рима
Патрон шедевра
Лагорио Лев (1826-1905)
Фонтан Аннибала в Рокка-ди-Папа близ Рима
1859
Размер - 177,5 x 262
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1809
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1861
Сын неаполитанского вице-консула, Лагорио начал учиться живописи в Феодосии у выдающегося русского мариниста Ивана Айвазовского. В петербургской Академии художеств его наставниками были пейзажист Максим Воробьев и мастера батальной живописи Богдан Виллевальде и Александр Зауервейд. После окончания учебы Лагорио на несколько лет уехал за границу, жил и работал в Италии, где писал виды с натуры.
Древнее местечко Рокка-ди-Папа неподалеку от Рима у подножия горы Монте-Каво славилось живописными окрестностями, которые не раз изображали пейзажисты. Здесь располагался лагерь знаменитого карфагенского полководца Ганнибала, имя которого сохранилось в названии местности Кампи-д`Аннибале. Скалистая долина с остатками древних руин, скрытая между горными кряжами, выглядит на картине величественно и сурово. Тишина и покой царствуют в природе. Горы, озаренные мягким вечерним светом, словно погружены в сизую воздушную дымку. Быстрый ручей наполняет водой древний водоем, откуда черпают воду окрестные жители. Всадник на неизменном ослике с идущим рядом мальчишкой-проводником, по-видимому, сам художник, отправившийся на этюды.
Алексей Боголюбов, также работавший в это время в Италии, с иронией отмечал пристрастие Лагорио к деталям: «Как пейзажист меж нами считался Лагорио самым даровитым, хотя всегда был он близоруким и писал этюды в бинокль». Это не мешало Лагорио создавать грандиозные природные панорамы. Масштабная картинность вида – дань традиции академического пейзажа. Удаленная точка обзора позволяет показать обширное пространство как единую среду. Современники восхищались умением Лагорио передать в живописи световоздушные эффекты. При этом картина была написана, по их мнению, словно выцветшей красочной палитрой – Лагорио предпочитал использовать коричневато-серебристую неброскую цветовую гамму. Она вполне отвечала драматическому характеру горных пейзажей, особенно привлекавших живописца. За виды Италии, в том числе вид Рокка-ди-Папа в 1860 году Императорской Академией художеств Лагорио был удостоен звания профессора пейзажной живописи.