Васнецов Виктор (1848-1926)
Орнамент из трех крестов
1885-1893
Размер - 27 x 8
Материал - бумага
Техника - гуашь, акварель, бронзовая краска
Инвентарный номер - Инв.1144
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1893
Владимирский собор в Киеве проектировался как храм-памятник к празднованию 900-летия Крещения Руси. Программа росписей «в стиле древнерусских храмов» и руководство работами были поручены историку и археологу А.В. Прахову, который привлек к украшению храма самых выдающихся живописцев того времени. Роспись собора была завершена в 1896 году. Главным художником, определившим облик и стилистическое решение его росписи, по праву считается В.М. Васнецов, исполнивший большинство сюжетных и орнаментальных композиций.
Орнаментальная вязь пронизывает всё пространство собора. Расположенные на узловых линиях членения интерьера и на границе регистров росписей стен орнаментальные фризы выявляют архитектонику здания, в которой воплощена логика сакрального пространства, то самое единство, которое представляет собой великое достижение средневекового храмового зодчества. Именно орнаменты обеспечивают единство художественного впечатления от росписей, способствуют тому, что стенопись сливается в яркое и праздничное зрелище, в единое декоративное целое подобно ростовским и ярославским фрескам XVII века.
Вобравшие впечатления Васнецова от древних фресок и мозаик орнаменты при этом современны и самобытны. В силу особой декоративной одаренности художника они стали одним из самых ярких и совершенных воплощений идей модерна на русской почве, эталонными образцами «русского стиля».
Анализируя вклад Васнецова в решение новых живописных задач, художественный критик Сергей Маковский отмечал следующее: «Новый дух прорывается везде в образах Васнецова. Он перетолковал художественные традиции по-своему со всей непокорностью самостоятельного таланта; совершил волшебство – узкие рамки школьной иконописи, мертвенной иконописи, как мертвенно все, что неподвижно веками, расширились. Открылись новые пути, невиданные области для религиозного воображения. Византийская живопись была до сих пор строго церковной, в ней царило одно настроение беспрерывной отвлеченности. Васнецов, соединив народный сказочный элемент с древними формами, вдохнул в византийское искусство новую жизнь. ˂…˃ Глядя на образа Васнецова, понимаешь связь между русской сказкой и русской верой…»