Щедрин Сильвестр (1791-1830)
Терраса в Поццуоли
1828
Размер - 42,6 x 60,2
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5199
Поступило из Румянцевского музея. 1925
Изображения террас или веранд – одна из излюбленных пейзажных тем С.Ф. Щедрина, которую он называл «Перголата» («pergolato» по-итальянски – «навес из вьющихся растений»). Увитые виноградными лозами навесы из жердей, опиравшиеся на каменные столбы и балюстрады, являлись характерными приметами неаполитанского побережья. Создавая иллюзию тенистой аллеи, они служили местом, где можно было укрыться от летнего зноя местным жителям и странникам. Как и другие виды, «перголаты» художник писал с натуры, учитывая особенности освещения. Изображая реально существующую панораму, живописец воплотил образ безмятежного края, который наделил романтической возвышенностью. Картины на данный сюжет хранятся в Третьяковской галерее: «Терраса в Сорренто» (1825), «Терраса на берегу моря» (1828).
Данная незавершенная композиция была создана в Поццуоли, небольшом городке, расположенном в шести километрах западнее Неаполя. На дальнем плане картины изображен залив с островом Искья на горизонте. Море, веселая игра солнечных бликов, пробивающихся на террасу сквозь виноградные листья навеса, вносят в картину живое чувство органической связи с природой. Фигура стоящего юноши овеяна тем же настроением безмятежного спокойствия, что и природа.
Молодой человек, явно простолюдин, как и многие герои произведений С.Ф. Щедрина, придает картине жизненную достоверность и местный колорит. В выборе натуры проявилось характерное для времени отношение к человеку из народа как носителю естественного нравственного чувства, живущему жизнью, близкой к природе, не испорченному цивилизацией. «Восхищают же меня одни только рубища как живописца, – писал художник своей невестке Е.И. Щедриной, – и чем кто больше испачкан и оборван, тот мне и милее, тому только я и кланяюсь в пояс, чтобы пришел постоять у меня на натуре».
Картина происходит из собрания московского коллекционера К.Т. Солдатёнкова.