Сильвестр Щедрин – один из немногих русских художников, которые сумели выразить принципы романтического направления в пейзажном жанре. Поселившись в Риме, художник, как и многие пенсионеры Императорской Академии художеств, начал писать виды Вечного города. Древний амфитеатр Колизей он хотел сделать отчетной работой.
В начале XIX века была осознана противоположность «идеального» и «натурального» в изображении природы. До первой трети столетия пейзажисты не разграничивали эти понятия, стремясь к их синтезу. Этот синтез воплотился в концепции пейзажа-портрета. «Пейзаж должен быть портрет», – писал К.Н. Батюшков в 1814 году. «Колисей мне заказал написать с себя портрет», – из письма Сильвестра Щедрина на родину.
По мнению романтиков, именно «портретного» сходства с природой не хватало предыдущим пейзажам, стремившимся к идеальным формам. Новое восприятие, в частности темы руин, влекло и новую систему отражения. В романтическом пейзаже руины ассоциировались с понятием времени. Запустение и разрушение интересовали художников как героическая сага о величии прошедших эпох. Интерес к выразительности отдельных деталей пейзажного мотива, утрата идеальной целостности в композиционном построении, эмоциональная окраска мотива (то грустная, то праздничная, то обыденная) – вот что составляло основу романтического образа.
В отличие от изображения Колизея, который писали художники XVIII столетия, например Ф. Матвеев (1816), образ, созданный Щедриным, напоминает этюд. Художник пишет древнее здание с разрушенной стороны. Этот фрагмент строения выдвинут, как в портрете, на первый план и занимает весь холст. Дома вдали лишь подчеркивают масштаб античного сооружения. Пейзажист подробно и точно передает особенности старинной кладки, растения, проросшие сквозь древние камни.
Для придания натурной штудии картинности и эмоциональной наполненности Щедрин вводит в изображение мотив процессии капуцинов и крестного хода. Этот обряд проводился в Колизее в осеннее время, в память христианских мучеников, погибших на арене старинного амфитеатра в языческие времена.
Картина происходит из собрания И.Е. Цветкова, известного московского коллекционера, владельца картинной галереи.