Репин Илья (1844-1930)
1917 год. У Казанского собора
1917
Размер - 24,2 x 35,7
Материал - бумага
Техника - акварель, тушь, кисть, перо
Инвентарный номер - Инв.28168
Поступил в через Всесоюзное объединение “Международная книга” от Ю.И.Репина и Т.И. Репиной-Язевой. 1950
Рисунки Репина, как и его живопись, занимают особое место в русском искусстве. «Он был наиболее разносторонним, наиболее оригинальным, идущим всегда вперед рисовальщиком среди передвижников… По верности наблюдений жизни и людей Репин как рисовальщик стоит в ряду крупнейших наших мастеров. Огромность его наследия не позволяет еще и теперь подлинно проанализировать все приемы его рисунков, все неожиданное богатство его средств изображения, искания правды и красоты», – пишет известный исследователь русского рисунка А.А. Сидоров.
Большинство рисунков Репина исполнены с натуры. Именно в изображении натуры непосредственно или по памяти – сила Репина-рисовальщика. Внимательное изучение жизни, умение охватить ее явления в характерных особенностях, непосредственность живого впечатления, безупречная зоркость глаза являются основой рисуночного творчества Репина.
Примечательна серия рисунков, сделанная в живописной манере пером и кистью – большими пятнами водяных красок. Большая часть подобных листов была сделана в 1890–1900-е годы, но подобная манера возникала и в позднем творчестве Репина. Блестящая эпоха расцвета мастерства зрелого Репина совпала с развивающимся заболеванием правой руки, мускулы которой от бесконечной работы стали атрофироваться. Репин начал писать работы левой рукой. Что касается рисунка, то, глядя на лучшие работы, не верится, что рука пострадала, – художник не только не утратил способности тонко и точно владеть линией и штрихом, но еще обострил ее до степени виртуозности. Легкий, чуть небрежный перовой рисунок «оттенен» повторяющими или дополняющими его движение свободными акварельными мазками. Этот прием привносит ощущение пространства и динамики, передающее беспокойное движение толпы у едва намеченной колоннады собора.