Являясь наследником традиций русской реалистической живописи второй половины XIX века, Константин Коровин в то же время стал основателем школы отечественного импрессионизма. Уже в ранних (1880-х годов) произведениях мастера наметился новый подход к передаче свето-воздушной среды, где особое внимание было уделено живописцем пластическому языку произведений. Схожие поиски новых путей развития русского искусства были и у соучеников Коровина по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества – Валентина Серова, Исаака Левитана и других. Во многом этому поспособствовал возглавивший пейзажный класс Василий Поленов, который не только влиял собственным примером творческих исканий на молодых художников, но и знакомил их с произведениями французских импрессионистов (по фотографиям) и делал возможным увидеть коллекции Сергея Третьякова и Михаила Боткина, в собрании которых были полотна Добиньи, Коро и других мастеров барбизонской школы.
Небольшое полотно «Летом. Сирень», написанное Коровиным в период между первой (1894) и второй (1895) поездками на Север, словно «дышит» теплым летним воздухом, согретым щедрыми лучами солнца, столь любимого мастером. Художник, будто бы соскучившись, обращается к созданию пейзажей русской природы с ее дивными ароматами и красотой незатейливых мотивов. Вдыхающая запахи едва зацветшей июньской сирени девушка в розовом платье сама олицетворяет прелестный цветок и сладкую свежесть юности. Уголок сада, окутанный мерцанием солнечных бликов зелени деревьев, притулившаяся к изгороди деревянная бочка – все сохраняет ощущение будничности сюжета и вместе с тем сообщает живописно схваченному «кадру» внезапное чувство радости и неги дачной жизни.
Схожие мотивы будут характерны для живописи 1890-х годов, когда художникам хотелось представить человека на лоне природы, подчеркнув их гармонию и слиянность с окружающим миром.