Блестяще сочетая военную карьеру при Морском штабе с занятиями живописью, Боголюбов с первых лет вступления в художественную среду обнаружил незаурядный талант. С успехом проходя обучение в Академии художеств, ежегодно получал за свои работы золотые медали. За время своей пенсионерской поездки (1854–1860) Боголюбов познакомился с произведениями мирового искусства, побывав в Италии, Голландии, Греции, Турции. Ненадолго остановившись в Женеве, молодой живописец посещал мастерскую Александра Калама (1854), а в Париже на протяжении 1856–1858 годов занимался в школе Тома Кутюра и Эжена Изабе. Окончательно поселившись в 1873 году в Париже, Боголюбов почти ежегодно посещал Петербург и не порывал связей с Академией художеств, выступив автором идеи создания пейзажного класса.
Нева, светящаяся красками догорающего вечера, под кистью мастера преображается в дивный, ласкающий слух мелодичный ноктюрн. Рыбаки, их незатейливые занятия, притаившийся в полусумраке дом с уютно «ожидающим» светящимся оконцем – такой привычный глазу петербуржца пейзаж был представлен Боголюбовым на V выставке Товарищества передвижных художественных выставок (
ТПХВ). «Хор» столичной художественной критики, не смолкая, высоко оценивал запечатленный живописцем пейзаж, чей жемчужный колорит и золотистые блики на воде создают чудесную гармонию, передавая удивительное созвучие человека и мироздания.