Малевич Казимир (1879-1935)
Смерть конного генерала
1914
Размер - 16,8 x 11,5
Материал - бумага линованная
Техника - тушь, графитный карандаш
Инвентарный номер - Р-2737
Дар А.А. Сидорова. 1969
В основе акварели «Смерть конного генерала», сделанной, по-видимому, вскоре после начала Первой мировой войны, лежат приемы кубофутуризма. Название "кубофутуризм", принятое в кругу русских авангардистов, с одной стороны, маркировало синтез кубизма и футуризма, с другой – декларировало независимость от итальянского футуризма, с которым русский постоянно соперничал.
Кубофутуризм соединял художественные приемы футуризма: совмещение нескольких точек зрения, деформацию и умножение контуров предметов, предпочтение динамических сюжетов и принципы кубизма ‒ деформацию и разложение предметов на геометрические плоскости, пластический сдвиг формы. В 1913 году в совместном газетном интервью Малевич и Матюшин провозглашали: «Футуристы хотят освободиться от этой упорядоченности мира, от этих связей, мыслимых в нем. Мир они хотят превратить в хаос, установленные ценности разбивать в куски и из этих кусков творить новые ценности, делая новые обобщения, открывая новые неожиданные и невидимые связи»
В рисунке «Смерть конного генерала» угадываются изображения эполета, несущихся пуль, штыка и конского копыта; кубофутуристический «принцип мелькания» создает пластический образ хаоса и мясорубки военного сражения.