Коровин Константин (1861-1939)
Зима в Лапландии
1894
Размер - 23,5 x 33
Материал - дерево
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1507
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1895
Пейзажное творчество выдающегося мастера Серебряного века Константина Коровина привычно ассоциируется с красочными бульварами Парижа, солнечным Крымом или задушевными видами деревенской природы. Немногочисленный по составу, но превосходный по художественной ценности корпус живописного наследия мастера занимают работы, выполненные во время путешествий на Север.
Первая поездка Коровина на Север состоялась в 1894 году в компании Валентина Серова. Инициатива принадлежала Савве Мамонтову, занимавшему пост председателя правления Ярославско-Архангельской железной дороги и организовывавшему постройку новой железнодорожной магистрали. Предполагалось, что на предстоящей в 1896 году Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде возможно возведение отдельного выставочного павильона «Крайний Север», который бы способствовал популяризации и ознакомлению публики с освоением северных земель промышленным капиталом. Оформление этого павильона планировалось поручить молодым художникам, вдохновленным своеобразием северной земли.
Выехав из Москвы в Ярославль, далее в Вологду, по рекам Сухоне и Северной Двине в Архангельск, Мурманск, Коровин и Серов добрались до норвежского мыса Норд-Кап и городка Тронхейм, завершив путешествие в Стокгольме, откуда через Гельсингфорс (Хельсинки) и Петербург вернулись в Москву. Во время пребывания в Лапландии Коровин написал на деревянной доске небольшой этюд («Зима в Лапландии»), изображающий глухую, застывшую в сумеречном освещении деревушку. Расстилающиеся за горизонт седые дали снега, влажный воздух, окутывающий кособокие дома – в этой суровой, бесцветной природе Коровину открылась невероятная поэзия колорита, красочное безмолвие.
Привезенные десятки небольших живописных работ, показанные на 14-й Периодической выставке Московского общества любителей художеств, послужили своего рода катализатором обновления палитры русского искусства, сообщив ей нежность молочных, туманно-сизых, серебристо-розовых оттенков и открыв прелесть самой по себе бессюжетно-этюдной живописи.
Непосредственно с выставки произведения разошлись в различные коллекции: Третьякова, Бахрушина, Гиршмана, Мамонтова.