Любимым местом пребывания Щедрина в Италии был Сорренто. Расположенный недалеко от Неаполя, он получил известность как один из лучших курортов побережья. Приехав в городок летом 1825 года, художник делился с братом: «Сорренто земля прелестнейшая, вообрази себе леса апельсинные, лимонные, под тенью коих прогуливаешься... Жизнь ландшафтная ни с чем сравниться не может!» Образ Сорренто в творчестве Щедрина ассоциируется прежде всего с видами Большой и Малой гаваней. Со временем гавани были застроены и лишились облика, запечатленного русским пейзажистом.
Чаще других живописец обращался к виду, который сам именовал как «вид, взятый мною в Сорренто, где виден дом Тасса на ближайшей скале». В городке действительно когда-то находилось здание, в котором родился великий итальянский поэт Торквато Тассо, автор знаменитой поэмы «Освобожденный Иерусалим». Дом еще в давние времена обрушился в море вместе с частью берега. Но ставшее легендарным имя во второй половине ХIХ века связывали с гостиницами «Отель Тассо» и «Отель Трамонтано».
На полотне изображен берег с отвесной скалой, возвышающейся над морем. Здания, потемневшие от солнца и ветра, словно вырастают из потрескавшихся, поросших зеленью прибрежных скал, составляя с ними единое целое. Правой скалистой части пейзажа противостоит гладь залива с рыбацкими лодками слева. Очертания гор вдали, ограничивающих гавань, окутаны воздушной дымкой. Берег оживлен немногочисленными фигурками рыбаков, отдыхающих и занятых починкой снастей. Природный образ преисполнен романтической возвышенности и поэтической красоты, но в то же время сохраняет портретные черты. Свет и цвет воспринимаются как единое целое. Передний план и большая часть пейзажа затенены, в то время как часть берега и фрагмент дальнего плана ярко освещены. Этот художественный прием создает эффектные контрасты света и тени.
Постоянно работая на пленэре, во второй половине 1820-х годов Щедрин постепенно изменил цветовую гамму своих пейзажей. Он значительно высветлил колорит, используя холодные, серебристые оттенки. Художник считал, что именно холодные тона наиболее точно передают ощущение знойного дня, когда все краски как будто выцветают под ослепительным солнцем, а тени становятся глубокими и отчетливыми.
Данный вид известен в нескольких вариантах, находящихся в Алупкинском дворце-музее (1825), в Тверской картинной галерее («Вид Сорренто близ Неаполя», 1825?), в
Третьяковской галерее (1828), в Русском музее (конец 1820-х), в Приморской картинной галерее (время создания не известно).