Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Меню для обеда
1896
Размер - 34,2 x 49,5
Материал - бумага
Техника - акварель, белила, бронзовая краска, алюминиевая краска, перо
Инвентарный номер - Инв.11529
Поступило из собрания И.С. Остроухова. 1929
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX – первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В 1896 году Аполлинарий Васнецов участвовал в подготовке торжеств по случаю коронации императора Николая II. Художник разработал композиции меню парадных обедов, проходивших в Москве с 14 по 26 мая 1896 года. Эскизы меню были официальными заказными работами. Всё изображенное должно было соотноситься с содержанием церемоний и символикой церковной коронации. Неорусский стиль, признанными мастерами которого были Виктор и Аполлинарий Васнецовы, лучше всего соответствовал идеологической программе торжеств.
Заключительный парадный обед проходил 26 мая в Александровском зале Большого Кремлёвского дворца. Было приглашено 300 человек, среди них члены императорского дома, иностранные августейшие особы, высшие придворные чины, представители московских учреждений.
В композиции листа использованы элементы оформления древнерусских рукописных и старопечатных книг. Заставки-рамки акцентируют панорамы исторических городов – Москвы, Нижнего Новгорода и Киева. Древняя архитектура соседствует с узнаваемыми постройками XIX столетия, связанными с династией Романовых. Обязательным элементом являются вензеля Николая II и Александры Фёдоровны. Фамильный герб рода Романовых – гриф с золотым мечом и щитом, изображен на фоне дуба, символизирующего регионы Российской империи. Хлеб-соль и древнерусская посуда символизируют ритуал поздравлений, которые император принимал в Тронном зале Кремлёвского дворца. Традиционная церемония включала поднесение хлеба-соли депутациями из различных регионов Российской империи.
Аполлинарий Васнецов создал символически насыщенную композицию в русском стиле, генетически связанную с древнерусской книжной орнаментикой. Пейзажные панорамы, выполненные по натурным этюдам художника, стали ключевым, смыслообразующим мотивом.