Истомин Константин (1886-1942)
Кавказский аул
1928
Размер - 69 x 80,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-1528
От ВПХК. 1980
Истомин абсолютно самобытен в своей интерпретации кавказских гор и долин. У него нет ни сухого жара, ни яркой, насыщенной зелени, характерной для других живописцев, обращавшихся к этой теме. Эта картина на выставке, где она была показана впервые, называлась «Гора Уч-Кулана (день)». Для передачи яркого дневного освещения в ней усилена насыщенность цветов и подчеркнута контрастность форм, явная при ярком солнечном свете. Пейзаж написан мастером в свежем лилово-голубом колорите. Здесь, в необычной для него экзотической обстановке, он сохраняет верность излюбленным цветам, но значительно повышает их интенсивность.
Пейзаж был написан на Северном Кавказе, где-то в окрестностях Кисловодска. Истомина привлекает непривычный для него вид горного аула. Он фиксирует глухие стены, узенькую улочку, фигурки женщины и мальчугана на переднем плане. Художник отмечает и особенную, необычную для средней полосы, крутую дугу коромысла, и местный костюм с шароварами на женщине, и своеобразный облик мальчика.
Летние пейзажи − приморские виды, горы − это, как сам художник определил в биографии, работа во время «декредитированного отдыха». Обычно он писал натюрморты, портреты и композиции с одной-двумя фигурами в интерьере собственной комнаты. В работе над пейзажами расширялась задача восприятия действительности в зависимости от ее будущей интерпретации в живописи. Анализ натуры становился необходимой частью работы живописца наряду с собственно ремесленной стороной дела − обработкой холста живописными материалами и организацией плоскости.
Этот анализ действительности подчинен у Истомина четкому пониманию требований, порожденных самим живописным ремеслом, его спецификой. Он разделял утверждение своего друга В.А. Фаворского, что видение художника зависит от того, каким инструментом вооружена его рука. Живопись Истомина, неброская по форме, ограниченная в жанровом отношении, всегда вдумчиво и сложно выстроена. Мастер стремился видеть в натуре будущее изображение и как обобщенный цельный образ, и как соотношение цветов в зависимости от освещенности того или иного предмета.