Нестеров Михаил (1862-1942)
Портрет скульптора И.Д. Шадр-Иванова
1934
Размер - 102 x 92
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.17374
Обычно на день рождения Михаила Васильевича Нестерова в квартиру на Сивцевом Вражке собирались все те, кто хотел поздравить художника. В 1934 году в этот день пришел скульптор Иван Шадр. Гость очаровал хозяина дома: «...все в нем меня восхитило: и молодечество, и даровитость, полет. Тут со мной что-то случилось. Я почувствовал, что не могу не написать его». Дочери Вере художник сообщал: «Портрет пишу с удовольствием. Голова написана, похожа, и модель в восторге, вчера мы с ним простояли около 8 часов на ногах! я скакал около мольберта, а он позировал». Нестерову в это время было уже за 70, но энергия и задор модели передалась ему.
Примечательно, что художник решил написать скульптора за работой, а почему тот оказался около античного торса – вопрос психологический и этический. По характеру своего дарования Шадру был свойствен так называемый «академический модерн». Его работы отличались ярким темпераментом с романтическим оттенком. Писался портрет в мастерской А.Д. Корина, где находились гипсовые слепки античных скульптур, выброшенных когда-то из Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Братья Корины спасли слепки, и теперь один из них, поврежденный ударами судьбы, стал составной частью живописного портрета. Таким образом, Нестеров соединил современность и древность, изображение реального человека и холодной скульптуры, чья белизна явилась выразительным фоном для портрета.
Поза Шадра несколько раз видоизменялась, вернее, вертикаль стоящей фигуры оставалась неизменной, а вот выразительное движение рук художнику следовало определить наиболее точно. В карандашных набросках Нестеров постепенно пришел к единственно верному композиционному решению: в левой руке скульптора – погасшая папироса, а в опущенной правой – необходимый помощник скульптора – стека. Композиционно в портрете интересно решена чуть подавшаяся вперед атлетическая фигура Ивана Шадра, а античный гипсовый торс навечно замер в слегка уловимом наклоне. Тут явно прослеживаются силовые поля, таящие в себе энергетику притяжения скульптора-творца и художественного произведения.