Абрамцево. Скифская баба
Патрон шедевра
Васнецов Виктор (1848-1926)
Абрамцево. Скифская баба
1890-е
Размер - 25,5 x 26,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ДМВ Ж-41
Дар Т.В. Васнецовой. 1961
Осенью 1878 года Репин познакомил Васнецова с русским промышленником и меценатом С.И. Мамонтовым, и вскоре Виктор Михайлович стал одним из самых активных членов Абрамцевского художественного кружка. В него входили преданные искусству люди, соединенные искренней дружбой: И.Е. Репин, В.Д. Поленов, Н.В. Неврев, М.В. Нестеров, М.М. Антокольский, В.А. Серов, М.А. Врубель, Ап.М. Васнецов, И.С. Остроухов, Е.Д. Поленова, К.А. Коровин и многие другие. Для Виктора Михайловича Абрамцево стало идеальной творческой средой, в которой раскрывались новые грани его таланта. В Абрамцеве Васнецова любили. «Это был один из членов кружка, в котором более, чем в других, выражался самобытный, оригинальный характер, совсем особенное, своеобразное художественное миросозерцание, поэтому всякий из нас мог черпать что-нибудь новое. Богатство внутреннего содержания в этом человеке поразительное. А теплотой своего отношения к людям и жизни он привлекал к себе всех художников» – отмечала Е.Д. Поленова.
В Абрамцеве художник обнаружил благодатную почву для развития своего творчества. Окрестные пейзажи и обстановка вдохновили его на создание первых сказочно-эпических картин, а также помогли развитию его историко-образного мышления. Не случайно именно здесь были созданы панно «Каменный век» для Исторического музея в Москве и картина «Бой скифов со славянами» (1881, Государственный Русский музей). Обладая, по выражению И. Грабаря, «археологической зоркостью», Васнецов создавал не условные, а правдивые образы древности. Увлеченный предметами старины, художник не мог не обратить внимание на памятники сакрального искусства – половецких каменных баб, символизирующих непобедимость и бессмертие половецких воинов. Они были обнаружены в Харьковской области во время строительства Донецкой каменноугольной железной дороги и перевезены в Абрамцево. Одну из них, расположенную в парке, Васнецов запечатлел в этюде.