Малевич Казимир (1879-1935)
Голова крестьянина
Конец 1920-х
Размер - 35,8 x 28,5
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш
Инвентарный номер - Инв.10469
Поступило от автора. 1929
«Голова крестьянина» ‒ один из трех рисунков, поступивших в Третьяковскую галерею в 1929 году от автора после персональной выставки и раскрывающих механизмы мифологизации Малевичем хронологии своего творчества. Намереваясь предстать на выставке лидером русского авангарда, сильно опередившим собратьев по цеху в изобретении художественных новаций (и возможно, не располагая достаточно репрезентативной графикой конца 1900-х – начала 1910-х годов), Малевич подписал рисунки более ранними датами. «Голова крестьянина», «Кубофутуризм. Динамическое ощущение натурщика» и «Эскиз к портрету строителя» стилистически и сюжетно имитируют давние работы. Однако тщательность исполнения, подробные репрезентативные надписи на лицевой стороне, несколько больший – «парадный» формат, нежели тот, который Малевич обычно использовал в своей графике, – все это явно свидетельствует о том, что рисунки были выполнены в конце 1920-х специально для выставки.
Авторская надпись «Лицо крестьянина к картине похороны 1908 г.» на рисунке «Голова крестьянина» вводила в заблуждение не только по поводу времени создания самого рисунка, но и перемещала на 3-4 года назад истинную дату самой картины «Похороны» (картина не сохранилась и известна только по фотографиям). Однако в этом наброске Малевич не слишком тщательно воспроизвел свою манеру тех лет; «Голова крестьянина» только отдаленно напоминает лица крестьян на картине. Более вытянутые пропорции лица, отсутствие нарочитой деформации и брутальности форм, свойственных неопримитивистскому периоду 1911–1912 годов, бóльшая легкость рисунка, характерное для его поздних работ изображение глаз, – выдают фальсификацию даты.