В основу иконографии композиции «Спаса на престоле» положено представление об Иисусе Христе как о Царе и Судии мира. Престол, символ царской власти, напоминает о престоле Небесном: «Господь на небесах поставил престол Свой, и Царство Его всем обладает» (Пс. 102:19), «Он приготовил для суда престол Свой» (Пс. 9:8).
Христос изображен восседающим на резном престоле, правая рука Его поднята в благословляющем жесте, левой Он поддерживает Евангелие, раскрытое на словах: «Приимите, ядите, сие есть тело мое за вы даемо. Пиите от нее вси, сея бо есть кровь моя Нового Завета яже за вы и за многия изливаема во оставление грехов». По сторонам престола два ангела в белых одеждах – один с кадилом, другой – со свечой, благоговейно склонили перед Спасителем головы.
Спаситель и ангелы изображены на небесно-голубом фоне, ангелы стоят на легких голубых облаках, престол установлен на цветущем лугу. Разнообразие цветовой гаммы с включением бирюзового, розового, жемчужно-серого, разных оттенков синего и голубого сближает композицию с произведениями модерна.
Мозаика выполнена по эскизу В.М. Васнецова в Петербургской мозаичной мастерской под руководством В.А. Фролова. Перенесена на брандмауэр во дворе Дома-музея В.М. Васнецова в 1972 году. Мозаикой Васнецов серьезно заинтересовался во время своего путешествия по Италии, предпринятого перед началом работ по росписи Владимирского собора в Киеве. Со второй половины 1890-х годов и до начала 1910-х Виктор Михайлович создавал эскизы и картоны для мозаик на фасадах и в интерьерах православных соборов. Почти все мозаичные композиции были набраны под руководством и непосредственно художником-мозаичистом Владимиром Александровичем Фроловым, мастерство которого Васнецов ценил очень высоко. На рубеже XIX–XX веков с мастерской Фролова сотрудничали художники В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин, Н.К. Рерих; архитекторы Л.Н. Бенуа, Ф.О. Шехтель, А.А. Парланд, А.В. Щусев.
По эскизам В.М. Васнецова в мастерской В.А. Фролова были выполнены мозаики для собора Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге (освящен в 1907, архитектор А.А. Парланд), храмов Св. Марии Магдалины в Дармштадте (освящен в 1899), Св. Георгия в Гусь-Хрустальном (освящен в 1904), св. кн. Александра Невского в Варшаве (освящен в 1912; все три храма – архитектор Л.Н. Бенуа).