Рерих Николай (1874-1947)
Языческое капище
Середина 1900-х
Размер - 82 x 103
Материал - картон
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1106
Приобретено у Т.П. Радимовой, Москва. 1986
Картина Николая Рериха относится к многочисленному ряду произведений, связанных с дохристианской жизнью славян. Разносторонне образованный человек, он еще с детства приобщился к археологическим раскопкам. Об этом художник очень образно писал в 1937 году: «Ничто и никаким образом не приблизит так к ощущению древнего мира, как собственноручная раскопка и прикасание, именно первое непосредственное касание к предмету большой древности. Никакое книжное изучение, никакие воспроизведения не дадут ту благодетельно зажигающую искру, которая зарождается от первых непосредственных прикасаний».
Недостающую современной жизни гармонию художник искал в далеком прошлом. У древних он находил «благородство и красоту мысли», его восхищала их мудрая, заполненная трудом жизнь, сила духа и самосознание. Став художником, Рерих не раз обращался к жизни древних славян-язычников. Старинные верования, полузабытые легенды соединялись в его сознании с предметами материальной культуры, изучаемыми после раскопок. Так возник разнообразный цикл картин о тех временах, где на суровых холмах стояли суровые идолы, где высокие частоколы с навершиями из черепов жертвенных животных охраняли свои тайны.
«Языческое капище» – не самое драматическое из произведений этого круга. Приближающееся к квадрату полотно, с его охристым небом и лиловыми от времени бревнами капища, декоративно и красиво. На холсте поместился и холм с капищем, и протекающая под ним река с лодками, и уходящие в глубину постройки. Мир этот столь отдален от человека ХХ века, что перед его тайнами ничего не остается как приклонить колени, что и делает светловолосый обитатель тех далеких земель и времен.
Языческие произведения Рериха – это не только историческая живопись и эстетический феномен, но и напоминание о том, что память, прошедшее, как это осмысляется психологами, есть «энергетическая связь отдельного человека с человечеством и Вселенной... и ориентиры, заданные нам прошлым, есть истинное будущее».