Истомин Константин (1886-1942)
Крымский дворик
1927
Размер - 79,5 x 88
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-1988
Поступило от ВПХК по приказу Министерства культуры СССР. 1980
«Крымский дворик» – хороший образец пейзажной живописи Истомина. В этой работе он фиксирует изменчивость цвета предметов в зависимости от освещенности. Художник ненавязчиво показывает справа две беленые известковые стены южных домиков – освещенную ярким солнечным светом в глубине и затененную на переднем плане. Первая – ярко-белая, вторая – в оттенках лиловых теней. Лиловые тени бороздят землю. В небе живописец наметил легкую белесость надвигающегося зноя. Ощущение наступающего жаркого дня передается и основным в картине теплым охристым колоритом.
Истомин много работал над проблемой изменяемости цвета в зависимости от освещения. Создавая эффект контраста яркого света, бьющего из распахнутого окна, и затененного интерьера, мастер виртуозно воплощал оттенки цвета, рождающегося из темноты. Он ценил и дневной свет – луч солнца, благоприятный для выявления цвета.
В пейзажах Истомина композиция всегда умело уравновешена. Темный силуэт листвы дерева слева создает для пейзажа своеобразную раму, которую справа дополняет белая стена строения. В центре вырастает здание с высокой трубой и черепичной крышей, ярко горящей на солнце. Эта незамысловатая постройка выглядит торжественно и весомо. И весь убогий дворик с покосившимся заборчиком и тоненькими голыми деревцами превращается в нарядное зрелище. К моменту написания произведения рецензенты выставок, на которых экспонировались работы Истомина, неоднократно отмечали его возрастающее мастерство пейзажиста.
Искусству живописи он обучался в Мюнхене у венгерского художника Шимона Холлоши (1857−1918). Опыт, полученный в школе Холлоши, Истомин считал основой своего творчества. От учителя он перенял представление о цвете как явлении, подверженном влиянию окружающей среды. В работе над пейзажами он зорко наблюдал, как протекает этот процесс в природе, как воспринимается локальный цвет и ложащиеся на него и изменяющие его свет, тень, рефлексы от соседних предметов.