Вид Вико между Кастелламаре и Сорренто
Патрон шедевра
Щедрин Сильвестр (1791-1830)
Вид Вико между Кастелламаре и Сорренто
1828
Размер - 61 x 86,7
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-564
Приобретено у О.Ф. Виноградовой. 1967
Работая в окрестностях Неаполя, Щедрин отдавал предпочтение местам, где, по его выражению, «ни одна ландшафтная нога не ступала». Маршруты странствий пейзажиста помогают обозначить письма, которые он писал родным и своему другу, скульптору С.И. Гальбергу. Амальфи, Сорренто, Вико, Капри, Байи, Поццуоли – эти и другие крошечные селения на неаполитанском побережье и близлежащих островах становились прибежищем Щедрина каждое лето. Их история терялась в Античности и Средневековье, городские строения не отличались особыми художественными достоинствами, от них сохранились лишь руины. Художник был очарован красотой пейзажей с высокими скалистыми берегами, круто спускающимися к морю. Ему нравились тишина и покой, разлитые кругом, безмерная ширь раскинувшегося далеко к горизонту залива. Этому мотиву посвящены многие полотна Щедрина из собрания Третьяковской галереи: «Вид Амальфи» (1827–1828), «Малая гавань в Сорренто» (1826 и 1828), «Большая гавань на острове Капри» (1827, 1827–1828).
На полотне изображен вид на городок Вико-Экуэнсе, недалеко от Кастелламаре. Они находились на месте древней Стабии, погибшей в I веке н.э. от извержения Везувия вместе с Помпеей и Геркуланумом. От прошлого здесь остались развалины древних храмов, терм, высеченные в скалах ступени, которые вели к морю. Вико был основан в ХIII веке Карлом II Анжуйским. Щедрин представил на среднем плане картины, на скале, древние памятники города: церковь Святой Аннунциаты (Благовещения Девы Марии) с колокольней и храмовый комплекс церкви Святого Джованни. Перед нами одна из немногих практически безлюдных композиций художника, но камерный по характеру пейзаж наполнен подлинным лирическим чувством, ощущением неразрывной связи жизни человека и природы.
Пристально изучая натуру, ища возможности передать средствами живописи свет и воздух, то есть следуя путем художника-пленэриста, Щедрин постепенно отказался от условного коричневатого колорита, принятого в академических пейзажах. Он перешел к холодной серебристой палитре, передающей дневное освещение. Пейзажист интуитивно почувствовал то, что по-настоящему поняли и ввели в живопись только художники конца ХIХ века. Свободная, широкая манера письма в сочетании с тонкой тональной цветовой гаммой придали этой незавершенной картине романтическую одухотворенность.
Похожий вариант композиции (1828) находится в Новгородском музее-заповеднике.