В конце декабря 1928 года Николай Константинович Рерих, его жена Елена Ивановна и сын Святослав переехали в Кулу. Они поселились на гималайских склонах в окрестностях местечка Наггар. Это была если не точка, то долгожданная пауза в сложном и опасном путешествии по Индии, итогом которого была собранная коллекция минералов, разнообразных артефактов из археологических раскопок и картин, скорее этюдов с натуры, которые он писал в путешествии.
Древнее место, овеянное множеством легенд, не раз писалось художником. Картина «Гуга Чохан» отличается от картин индийского цикла обилием празднично цветущих растений. Недолгое время весны в горах, когда пышно цветут яблони и миндаль, художник написал во всем его живописном великолепии. На фоне сине-лиловых гор сложные оттенки розовых, бледно-желтых и нежно-зеленых с голубыми тенями цветов являют миру драгоценную красоту обновления природы.
Растения, будто многоцветный театральный задник, образуют фон для каменной статуи всадника. Это – почитаемый в Раджастане легендарный воинственный князь кавказского происхождения, хранитель этой долины. Древняя архаическая скульптура подчеркнуто торжественна, при этом художник старался усилить ее орнаментальность. Скульптурная группа не велика – всего 70 см. Но выбранная художником точка зрения снизу позволяет ей смотреться вполне монументально. Законы классической композиции картины требовали, чтобы скульптура была сдвинута на холсте вправо, давая простор для взгляда всадника. Рерих поступает иначе: человек и конь приближены к левой части холста, то есть при внешней статичности им придано некое ускорение. Пройдет еще немного времени и продолжится мерная поступь коня по склонам.
«Боги очень удовлетворены, – писал художник. – Мы не оскорбили их, напротив, мы даже собрали их изображения около нашего дома, принеся их из старого разрушенного храма. Есть статуя Гуга Чохана верхом на коне, богиня Кали, Риши Картик и несколько изображений Нарасимха, защитника этого места».