Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX – первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Небольшая акварель посвящена диковинной архитектуре древней Москвы. Васнецов с детства знал приемы деревенских плотников, что позволяло достоверно изображать детали деревянных конструкций. Художник отказывается от событийности и развернутого сюжета. Зато сам городской пейзаж становится сюжетно значительным. Внимание автора также обращено на простой старинный быт обычных людей в их повседневности. В 1900-е годы наряду с техникой пастозной масляной живописи Васнецов обратился к работе акварелью. Поверх рисунка углем мастер наносил красочный слой, что позволяло сохранять необходимую четкость и детализацию изображения.
Холодное осеннее утро. В туманной тишине застыли грубые колья частокола, потемневшие деревянные строения усадьбы. Светло и празднично на их фоне смотрятся небольшие белокаменные храмы и палаты. Золотистое рассветное небо начинает заливать светом древнюю Москву, еще мгновение – и безмятежную тишину пронзит звонкий удар колокола. В серии акварельных работ 1900-х годов, посвященных жизни древней столицы, автор стремился к обобщенности образа, избегал конкретики места действия и времени. Работая над этими произведениями, Аполлинарий Васнецов уходил от стереотипов реализма, требовавших «археологической» достоверности.
Картины серии декоративны, в их колорите и незатейливом сюжете много общего со старинной раскрашенной гравюрой и книжной миниатюрой. Акварели образны, художник выполнял их как убедительные, хотя и не документально точные реконструкции.