Изображение террас или веранд – одна из излюбленных пейзажных тем С.Ф. Щедрина, которую он называл «Перголата» (итал. pergolato – «навес из вьющихся растений»). Увитые виноградными лозами навесы из жердей, опиравшиеся на каменные столбы и балюстрады, являлись характерными приметами неаполитанского побережья. Создавая иллюзию тенистой аллеи, они служили местом, где можно было укрыться от летнего зноя местным жителям и странникам. Как и другие виды, «перголаты» художник писал с натуры, учитывая особенности освещения. Изображая реально существующий вид, живописец воплотил в нем образ безмятежного края, наделив его романтической возвышенностью. Картины на данный сюжет хранятся в Третьяковской галерее:
«Терраса в Сорренто» (1825),
«Веранда, обвитая виноградом» (1828),
«Терраса в Поццуоли» (1828).
В серии своих «террас» и «веранд» художник с особенным блеском развернул тему «пейзажного интерьера», образованного зеленью и пронизанного светом и воздухом. Композиционно картины близки друг другу. Первый и основной план справа образует терраса, а слева в просветы между столбами и свисающими с навеса виноградными листьями виднеется берег моря с выступами скал и высокое безоблачное небо. Террасы населены и служат местом отдыха простолюдинов. Их обитатели неразрывно связаны с окружающим пейзажем, как и природа вокруг, исполнены неги. Расположившись в непринужденных позах, они любуются морскими далями, погружены в послеполуденную дрему или заняты неторопливой беседой. Среди них представлен типаж бродяги, который заинтересовал художника при первом знакомстве с Неаполем: «Он, приставив корзину к стене, дрыхнет в ней на солнце, или, лежа в оной, смотрит на всех с презрением».
В первую очередь обращает на себя внимание гармоничное состояние природы, преисполненной живой жизни. Щедрин воспевает извечную красоту окружающего мира. Он видит ее проявление в спокойной шири моря, величии скалистых гор и одновременно погружается в уют и человеческое тепло. На данной картине и
«Веранде, обвитой виноградом» (1828) художник представил одну и ту же перголу, но в разное время дня: на первой утром, на второй – в краткое послеполуденное состояние. В утреннем пейзаже солнце еще так низко, что проникает через боковые проемы, ярко освещая землю и бросая длинные четкие тени, берег погружен в тень. В послеполуденной композиции свет падает сверху и задерживается зеленью, а там, где солнцу удается пробиться сквозь листву, виден яркий сноп лучей. Оба вида играют большую роль в творчестве пейзажиста, позволяя ему развивать свое умение в передаче световоздушных эффектов. Подобные пейзажи стали своеобразной визитной карточкой художника и пользовались наибольшей популярностью у почитателей его таланта.