Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Обед старшинам. Меню 1896 года
1896
Размер - 42 x 27,6
Материал - бумага
Техника - цветная литография
Инвентарный номер - МКВ ГР-342
Поступило по завещанию Е.К. Васнецовой. 1998
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX – первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В 1896 году Аполлинарий Васнецов принял участие в оформлении торжеств по случаю коронации императора Николая II. Художник разработал эскизы меню парадных обедов, проходивших в Москве с 14 по 26 мая 1896 года. Меню коронационных обедов были официальными заказными работами. Всё изображенное должно было соотноситься с содержанием, составом церемоний и символикой церковной коронации. Неорусский стиль, признанными мастерами которого были Виктор и Аполлинарий Васнецовы, лучше всего соответствовал идеологической программе торжеств.
Меню предназначалось для обеда волостных старшин, традиционно проходившего в Петровском парке. Старшины, представители крестьянского сословия, собирались на коронацию со всех концов страны. Царский обед крестьянству был дан в день народных гуляний 18 мая 1896 года. Во дворе дворца были раскинуты четыре палатки с накрытыми столами на 820 человек. Император принял депутации крестьян, обошел все столы и произнес речь перед старшинами.
Композиция представляет общую идею праздника, понятую как выражение связи царской власти с государством и народом. Неотъемлемой частью коронации русского царя было шествие по заполненной народом Соборной площади Кремля. Вверху в заставке изображен торжественный выход императора в Успенский собор. Слева вензеля Николая II и Александры Фёдоровны, увенчанные шапкой Мономаха. Выбор древнейшей регалии допетровской Руси характерен для народно-фольклорного варианта русского стиля. Справа изображен стол с древнерусской посудой и композиция из снопов, цветов и колосьев. Они символизируют крестьянский труд и изобилие. Эту же тему продолжает пейзажный мотив, обобщающий типичные черты сельской России.
В композиции использованы в переработанной форме элементы оформления старопечатных и рукописных книг. Соединение разнообразного орнамента наглядно выражает идею освоения традиционного художественного опыта, важную для национального романтизма. Ключевыми мотивами стали национальный пейзаж, церемониал коронации, архитектурные древности и царские регалии. Символически насыщенная композиция представляет образ России в единстве ее традиционной культуры, природы и истории.