Истомин Константин (1886 -1942)
Пейзаж
1920-е
Размер - 36,6 x 45,5
Материал - бумага
Техника - тушь, кисть, графитный карандаш
Инвентарный номер - РС-17074
Дар С.А. Сафонова (Москва). 2020
Константин Николаевич Истомин (1887–1942) – живописец, график, художник театра, искусствовед. Он посещал харьковскую студию Егора Шрейдера, учился в школе Шимона Холлоши в Мюнхене (1906–1909), на отделении истории искусств Московского университета (1909–1913), последнее позволило Истомину широко применять свои знания не только в собственной работе, но и при обучении живописи студентов Вхутемаса – Полиграфического института – Московского государственного художественного института, преподаванию в котором он отдал двадцать лет. Истомин в большей степени известен как педагог и оригинальный живописец, соединивший в своей характерной манере знания самого широкого диапазона – от живописи французского постимпрессионизма, русского авангарда, русской реалистической школы до собственных открытий, связанных с исследованием влияния окружающей среды на цвет, с согласованием в единое целое всех элементов изображения (линии, цвета, объема), эмоциональным вчувствованием в натуру.
В селе Павловская слобода, расположенном в Московской области на берегах реки Истра, на протяжении 1920–1930-х годов Истомин снимал дом для своей матери, Елизаветы Ивановны, и ее сестры. Он часто приезжал туда не только проведать мать и помочь ей, например, привезти продуктовый профессорский паек, но и для работы на пленэре. Возможно, многие живописные произведения на сюжеты из сельской жизни были созданы в Павловской слободе или на основе выполненных там эскизов и зарисовок.
К 1920-м годам относится ряд перьевых рисунков тушью, на которых можно легко узнать широкие поля по берегам Истры. Динамичность и даже некоторый драматизм им придают быстрые штрихи пера, контрасты между сильно затененными и освещенными плоскостями, диагонали убегающих к горизонту борозд на пашнях, нервный ритм древесных ветвей. Все это вместе с характерной штриховкой, «извивающимиcя» линиями рисунка, своеобразными подвижными силуэтами персонажей указывает на связь с графическими работами Ван Гога, выставку которого Истомин видел еще в Мюнхене и продолжал держать его творчество в поле зрения в дальнейшем. Увлечение этой стилизацией доходит до того, что даже костюм крестьян или матери художника на рисунках Истомина оказывается близок одеждам сельских жителей нидерландской провинции Дренте и Прованса, которых рисовал Ван Гог. Художественные ассоциации были необходимой составляющей работы Истомина. Они не обязательно очевидны для зрителя, но постоянно питают его творчество, помогают найти образ. Из письма ученице Елене Орловской: «Приезжайте к маме в слободу – там можно тоже пописать. Очень хорошо над рекой у кладбища, за кузницами. А кузницы рембрандтовские, обязательно их нарисуйте: целый квартал их, низенькие, черные, заброшенные».
«Пейзаж» принадлежит к группе работ, изображающих Павловскую слободу и ее обитателей. Огород у кромки леса и женская фигура, которая может быть изображением матери Истомина, включены в экспрессивную композицию. Она исполнена черной тушью энергичными разнонаправленными мазками кисти. Слева внизу, в хаосе штрихов, спрятана монограмма Истомина: КИ. Художник не часто подписывал свои графические произведения, и присутствие его инициалов можно расценить как высокую оценку мастером своей работы.
Рисунок был передан в дар куратором московской галереи «Ковчег» Сергеем Сафоновым после персональной выставки Истомина, прошедшей в Третьяковской галерее в 2019–2020 годах. «Ковчег» хранит основную массу графических произведений этого автора, полученную от наследников Леонида Казенина (1897–1965) – художника, ученика и близкого друга Истомина, на чье попечение незадолго до смерти он оставил значительную часть своих произведений перед отъездом в эвакуацию в Узбекистан. Казенин составил полный список имевшихся у него работ Истомина, в соответствии с которым на каждом листе он поместил номер в круге или овале. На обороте рисунка «Пейзаж» есть такой номер – 188.