Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX – первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Пейзажная акварель изображает «чрево» старой Москвы – центральный рынок съестных припасов, позднее Охотный ряд у Иверских ворот. Исторический облик моста через Неглинную и вид окружающей местности был воссоздан художником на основе древних планов и рисунков.
Средневековые мосты Москвы были отдельной темой в творчестве Аполлинария Васнецова. Мосты строились в местах, где сходилось максимальное число человеческих нужд. Каждый из них жил своей особой жизнью. Мощные каменные, ведущие к Кремлю, деревянные на сваях, горбатые, пологие, наплавные – мосты были неотъемлемой частью пейзажа старой Москвы. Художник интуитивно чувствовал значимость мостов, их функциональные особенности и непременную связь с окружением.
Воскресенский мост, соединявший Белый город с торговым Китай-городом, был одним из самых оживленных мест столицы. Васнецов считал, что это был настоящий крытый рынок – мост, на котором шла бойкая торговля пряниками.
Торговля у моста была частью великого торга Китай-города. Ряды лавок, где можно было купить кур и другую птицу, а также овощи и всё необходимое для кухни, начинались непосредственно у моста. Художника интересуют мельчайшие архитектурные и бытовые подробности. С предельной точностью изображены водяные царские мельницы, часовня, деревянная церковь Моисеевского монастыря.
«Старая Москва – подлинно народное творчество в жизни прошлого», – писал Васнецов. Русская культура и народный быт приобрели для художника самостоятельную ценность. Патриархальные обычаи и устойчивые, повторяющиеся, ритуализованные действа интересны тем, что соединяют прошлое и настоящее.
Стиль Васнецова развивался в сторону условности в духе модерна, с оттенком архаизации художественного языка. Стремление показать красоту и поэзию обыденного заставило художника обратиться к наследию народного и средневекового искусства. Влияние традиции ощущается опосредованно: в выборе мотива, праздничности, нарядности, изящной графичности. В подражании национальному искусству есть потребность не просто изобразить прошлое, а уйти в историю, совершить романтическую прогулку в минувшее.
Воскресенский мост и окружающая местность неизменно привлекали внимание Аполлинария Васнецова своей оригинальной архитектурой и живописностью. Воссозданию его облика художник посвятил ряд произведений: «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» (1900),
«Воскресенский мост. Конец XVII столетия» (1913), «Воскресенский мост в XVI веке» (1917), «Воскресенский мост в XVII веке» (1921), «Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке» (1926) и другие.