Среди многочисленных образцов отечественной графики в Третьяковской галерее хранится коллекция замечательных плакатов: острых, злободневных и выразительных. Плакат требует броского, как правило, крупноформатного изображения, сопровождаемого кратким текстом, сделанным в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.
Россия не может похвастаться тем, что она является прародительницей плаката. Эта честь отдана Франции и ее художнику Жюлю Шере (1836–1932), создателю нового художественного стиля – плакатного изображения. У нас на родине профессиональных плакатистов сначала не было: активно приобщались к этой сфере деятельности художники, умеющие работать с листом бумаги, способные добиваться образности изображений.
Агитационные плакаты периода Первой мировой войны не только призывали защищать Отечество, но и побуждали действенно помогать воюющим. Если один день войны обходился государству в 1914 году в 16 миллионов рублей, в 1915 – до 24 миллионов, то в 1916 сумма увеличилась еще в полтора раза. Именно поэтому правительство было вынуждено выпустить облигации 5,5-процентного военного займа, дабы понуждать население сдавать деньги под проценты на нужды воюющих солдат, раненых и их семей. После февральской революции 1917 года он стал называться Заемом свободы.
В 1917 году, ко Дню сбора средств фронту, празднично отмеченному в Петрограде и Москве 25 мая, был устроен конкурс на лучший плакат, посвященный этому мероприятию. В Петрограде из работ шестнадцати художников лучшими были признаны плакаты Б.М. Кустодиева и П.Д. Бучкина.
Парализованный с 1915 года, Борис Кустодиев обо всех событиях жизни узнавал от родных и друзей. Не будучи в гуще событий, он работал на злободневную тему, изобразив бородатого солдата с винтовкой на фоне красных знамен. Плакат был выпущен огромным тиражом. Постепенно в связи с этой работой имя художника перестали упоминать (да и кто вообще помнит имена авторов плакатов)? Так этот плакат превратился в выразительную, но безымянную, «народную», картинку.