Париж. Кафе де ла Пэ
Патрон шедевра
Коровин Константин (1861-1939)
Париж. Кафе де ла Пэ
1906
Размер - 60,3 x 73,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1511
Приобретено Советом Третьяковской галереи у автора. 1906
Увековеченное Коровиным легендарное артистическое кафе, открытое в Париже в 1862 году, и по сей день вызывает интерес для у любителей и знатоков искусства со всех концов света. Расположенное на углу бульвара Капуцинок, кафе Мира (Café de la Paix) было местом проведения деловых обедов и встреч родовитой европейской аристократии и представителей богемы – артистов, художников, музыкантов, антрепренеров.
Его посещали королевские особы, композиторы Жюль Массне, Петр Чайковский; писатели Ги де Мопассан, Оскар Уайльд; устроитель Русских сезонов Сергей Дягилев, оперный певец Федор Шаляпин и многие другие знаменитости. Кафе упоминается в романах Гюстава Флобера и Эмиля Золя. Шикарные интерьеры в стиле Второй империи, богато декорированные позолотой и фресками, были оформлены по проекту Шарля Гарнье, архитектора здания Парижской оперы, выстроенного напротив. Популярность кафе многократно возросла после проведения здесь вечерних синематографических сеансов в 1896 году.
Коровин изобразил вид на знаменитую летнюю террасу, до глубокой темноты заполненную многочисленными посетителями, с противоположной стороны улицы. Художник развивал тему городского пейзажа, любовно воспетую импрессионистами. Но, в отличие от французских мастеров, предпочитавших отражать состояние ясного солнечного дня, художника интересовала передача ночного освещения. Искусственная подсветка витрин и разноцветные фонари привлекали его своей живописностью, как вспоминала актриса Надежда Комаровская.
Определенный ритм композиции задает уходящая вдаль диагональ улицы, которая прерывается темными силуэтами высоких деревьев. Яркими цветовыми акцентами на фоне серебристо-серой гаммы картины выделяются желтые огни вечерней иллюминации городских зданий. Вкрапления розовых и красноватых пятен придают праздничную изысканность колориту. Пульсирующими движениями кисти обозначены сидящие за столиками люди, проносящийся мимо экипаж.
Коровин вдохновлялся натурными впечатлениями и часто писал из раскрытого окна или балкона, а иногда устраивался с мольбертом на городских улицах. Бывая в Париже, художник с жадностью погружался в бурлящую атмосферу города. Ночные образы столицы Франции принесли их автору славу как на родине, так и за рубежом. Произведение стало одним из лучших в серии под усл