В окрестностях Парижа. Экуан
Патрон шедевра
Боголюбов Алексей (1824-1896)
В окрестностях Парижа. Экуан
1880
Размер - 17,7 x 26,6
Материал - дерево
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.816
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1882
Потомственный дворянин, внук писателя Александра Радищева, Боголюбов предпочел карьере военного моряка творческий путь художника-пейзажиста. Выпускник Императорской Академии художеств, удостоенный большой золотой медали, как пенсионер Академии художеств он совершенствовал свое мастерство в Швейцарии и Франции, брал уроки у Александра Калама и Эжена Изабе. В 1860 году Боголюбов получил звание профессора «по живописи морских видов» и несколько лет преподавал в Академии художеств, стремясь возродить класс пейзажной живописи. С начала 1870-х годов Боголюбов постоянно жил в Европе, большей частью в Париже, где у него была мастерская, но ежегодно приезжал в Россию. В 1873 году он вступил в ТПХВ.
Боголюбов постоянно писал виды с натуры в окрестностях Парижа и на северном французском побережье. В сентябре 1880 года, после очередной поездки на родину, он уехал в городок Экуан, где в живописной долине, окруженной лесом, возвышается средневековый замок-крепость, известный с XII века. На картине чуть заметные вдалеке архитектурные постройки интересуют пейзажиста лишь как часть сельского ландшафта, покоряющего естественной, задушевной красотой. Мягкие сероватые, рыжеватые, коричневатые оттенки, характерные для палитры мастера, передают свет и мерцающие краски осеннего погожего дня.
В произведении отражен один из принципов пейзажного мышления Боголюбова, стремившегося к художественной правдивости изображений, отсутствию декоративных эффектов. По словам автора, он «все более и более вдавался в простоту линий пейзажа», с годами выработав особый стиль этюдной работы. Пленэрные свойства живописи – быстрота исполнения, свободная манера письма, фрагментарный характер композиции – сочетались в натурных изображениях с внутренней завершенностью, содержательной цельностью образа. Художник часто писал этюды на деревянных дощечках, что обеспечило произведениям прекрасную сохранность. Подобными работами он особенно дорожил и крайне неохотно с ними расставался.