Среди многочисленных преданий, которые слышали Рерихи во время своей сложной и подчас драматичной экспедиции по Северной Индии, была легенда о народном герое XI века Гэссэр-хане. Западные ученые даже называли грандиозную поэму «Гэссэриаду» – «Илиадой» Центральной Азии. Более того, ее в различных вариантах можно было слышать на огромном пространстве от Северной Индии до Амура и от Великой китайской стены до берегов Лены. К концу июля 1927 года участники экспедиции оказались в тех местах, где Гэссэр возглавил угнетенное население на борьбу с феодалами.
«Опять на скале запечатлен героический меч Гэссэр-хана, – пишет Николай Константинович в своем дневнике, – опять пред нами пещеры и вершины священного паломничества... Где же мы видели эти характерные формы меча-кинжала? Видели их в Минусинске, видели на Кавказе, видели во многих кельтских и сарматских древностях. Все к тем же изображениям, к переселению народов ведет этот меч, так отчетливо запечатленный на древней, веками заполированной, коричнево-пурпурной поверхности камня. Знак ли битвы, знак ли мужественного прохождения? Или забытая граница? Победа»?
Предания говорят о том, что священный меч Гэссэра дается воинам, отдавшим себя всецело делу борьбы за истину, за высшие идеалы человечества.
На картине «Меч Гэссэра» с археологической точностью изображен то ли характерный меч, то ли кинжал эпохи плиточных могил. Это было священное оружие древнего воина конца II – начала I тысячелетия до нашей эры. Подобные изображения можно было во времена Рериха встретить на скалах в урочищах Тибета. Ощущение таинственной «нездешности» не покидает зрителя при взгляде на картину. Строгие в своем молчаливом величии горы торжественной цепью уходят вдаль. Их цвет постепенно истаивает, от светло-синих они становятся голубовато-серыми. Поэтому контрастно смотрятся охристые пески, где на камне осталась память о седой старине.