Боголюбов Алексей (1824-1896)
Гавань на Сене
Начало 1880-х
Размер - 14,8 x 23,2
Материал - дерево
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-33
Поступило по завещанию Н.П. Михайловского, Москва. 1956
Потомственный дворянин, внук выдающегося писателя Александра Радищева, Боголюбов предпочел карьере военного моряка творческий путь художника-мариниста. Выпускник Императорской Академии художеств, он известен прежде всего как создатель исторических батальных полотен с изображениями морских сражений. Одновременно Боголюбов внес большой вклад в развитие пленэрной пейзажной живописи, связав русскую школу с современными европейскими направлениями в этом жанре.
Заметное влияние на становление авторской манеры Боголюбова оказали французские мастера, прежде всего представители барбизонской школы. Боголюбов стремился добиться натуральности впечатления от пейзажа без использования условных колористических эффектов и гладкого письма, присущих традиционному академическому ландшафту. Усвоив многие достижения европейского искусства, Боголюбов сумел выработать собственный этюдный стиль, предполагавший создание вида практически за один сеанс, непосредственно с натуры. Простота сюжета и непринужденность письма соединяются в подобных работах с цельностью композиции, завершенный характер которой превращает этюды в картины. Художник нередко использовал в качестве основы для произведений деревянные дощечки, что обеспечивало им прекрасную сохранность.
В 1870–1880-е годы Боголюбов преимущественно жил в Париже и много работал в окрестностях города, чаще всего в осенние месяцы. Природные особенности атмосферы французских ландшафтов, особенно речных, вполне отвечали его тонкому колористическому дарованию, умению передать изменчивость неярких тонов и зыбкость световоздушной среды. В этом отношении он близок Шарлю-Франсуа Добиньи, одному из ведущих барбизонцев, чье творчество Боголюбов высоко ценил.